Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЭ), будет сдерживать повышение цен и тарифов энергокомпаний в 2014 г. На вчерашнем заседании комиссии было озвучено решение Кабинета министров от 23 ноября, согласно которому эта функция возложена правительством на НКРЭ.
На заседании НКРЭ было заявлено, что в разрабатываемом сейчас Министерством энергетики и угольной промышленности проекте прогнозного баланса электроэнергии на 2014 г. рост оптовой рыночной цены электроэнергии не предусмотрен. Оптовая рыночная цена — это усредненная цена на электроэнергию, которая формируется путем сложения цен и объемов электроэнергии, произведенной различными генерирующими компаниями — атомными, тепловыми электростанциями, гидроэлектростанциями, теплоэлектроцентралями, солнечными, ветровыми и др. Заморозка оптовой рыночной цены означает, что повышение тарифа для какого‑либо вида генерации может осуществляться только за счет снижения тарифа для другой.
«Энергоатом» может остаться без денег
Основной производитель электроэнергии в Украине — атомные электростанции. На их долю по итогам 10 месяцев 2013 г. пришлось свыше 43 % произведенной в Украине электроэнергии. Оператор украинских АЭС госкомпания «Энергоатом» постоянно поднимает вопрос о повышении тарифа на электроэнергию, которую он продает в оптовый рынок.
На сегодня для «Энергоатома» он самый низкий в отрасли и составляет чуть более 20 коп. за 1 кВт · ч. Необходимость повышения тарифа аргументируется тем, что «Энергоатом» должен финансировать многочисленные расходы, в частности мероприятия по повышению безопасности украинских АЭС и продлению ресурса их блоков. Как уже писал «Капитал», в конце ноября был продлен на 10 лет срок эксплуатации блока № 1 Южно-Украинской АЭС, однако в 2014‑2015 гг. истекает срок эксплуатации еще трех аналогичных блоков-«миллионников». Стоимость работ по продлению сроков эксплуатации только одного такого блока оценивается в 3 млрд грн.
22,2 коп. за кВт·ч составляет сегодня тариф для «Энергоатома» — самый низкий в отрасли
По мнению ведущего научного сотрудника Национального института стратегических исследований Ольги Кошарной, в действующем тарифе «Энергоатома» на программу повышения безопасности АЭС на 2014 г. заложено только 768 млн грн при потребности более 3 млрд грн. Она отметила, что в дополнение к низкому тарифу «Энергоатом» ограничивается в объемах производства электроэнергии. «Единственный источник дохода «Энергоатома» — продажа своей электроэнергии. Но ему не дают ее производить и продавать», — сказала она и уточнила, что в этом году из‑за диспетчерских ограничений «Энергоатом» недопроизвел 8 млрд кВт · ч электроэнергии. «Коэффициент использования установленной мощности рекордно низкий за все годы, что в Украине существует атомная энергетика — 67,7 %, в то время как в западных странах он превышает 90 %», — уточнила Кошарная. Она считает, что отказ повышать оптовую рыночную цену на электроэнергию еще минимизирует шансы «Энергоатома» на повышение его тарифа и ухудшит финансовое состояние компании, которая по итогам 2013 г. понесет убытки в размере около 5 млрд грн.
Борьба усилится
Вторым по величине производителем электроэнергии является частный энергохолдинг ДТЭК Рината Ахметова, который по результатам шести месяцев 2013 г. произвел четверть всей электроэнергии в Украине, а в сегменте тепловой генерации занял долю в 54 %. По словам руководителя аналитического департамента компании Concorde Capital Александра Паращия, на энергорынке сейчас и без того идет острая борьба за тариф между различными видами генерации, и после заморозки оптовой рыночной цены эта борьба только усилится. «Возможны варианты, когда тепловая генерация будет требовать повышения тарифов, но это будет возможно только за счет понижения тарифов для гидроэлектростанций и атомных станций», — предположил он.
Обострение борьбы за средства рынка прогнозирует и Кошарная. При этом Паращий отметил, что в текущем году гидроэлектростанции значительно увеличили производство электроэнергии из‑за полноводности рек и погоды. «Было бы неправильно ожидать, что в 2014 г. будет такая же теплая зима. Соответственно, если доля дешевой гидроэнергии в общем балансе будет меньше, то средняя цена должна была бы быть выше. Чтобы держать эту цену на нынешнем уровне, придется пожертвовать тарифами либо тепловых, либо атомных, либо гидростанций», — сказал он.
Старший аналитик компании Dragon Capital Денис Саква считает, что рост тарифов на электроэнергию необходим, поскольку большинство компаний последние 20 лет недостаточно инвестировали в свое развитие и сейчас подошли к пределу, когда дальнейшее сдерживание инвестиций может привести к значительному ухудшению качества энергообеспечения. «Сейчас те же частные компании, ДТЭК например, стараются максимально быстро вкладывать средства в модернизацию своего оборудования, чтобы избежать такой ситуации», — сказал он.
Саква отметил, что фиксация оптового тарифа на том же уровне — это не страшно, если правительство не будет повышать тарифы для промышленных потребителей (которые и так достигли европейского уровня), но повысит их для населения (тарифы для которого ниже, чем в России и Беларуси). «Население потребляет около 30 % электроэнергии. Поэтому даже незначительное повышение для него тарифов будет иметь очень положительный эффект для сектора энергетики», — считает он.
По словам эксперта рынка, пожелавшего остаться неназванным, оптовая рыночная цена, которую планируется заморозить, не является ключевым параметром, влияющим на способность компании проводить модернизацию тепловых станций.
В то же время он допустил, что цены на уголь, который является сегодня основным топливом для ТЭС, могут вырасти. «Но сказать, что этот рост будет существенным, пока нельзя — непонятны многие факторы», — подчеркнул он.