Прошло более месяца после драматических событий на фондом рынке США. Уже можно без эмоций проанализировать как произошедшее, так и реакцию некоторых экспертов на эти события.
«Мир на пороге новых потрясений», «Как США программируют новый мировой кризис», «Храните кэш и готовьтесь к худшему» - навскидку взял три цитаты аналитиков разной степени популярности, которыми они озаглавили или финализировали свои статьи насчет падения индекса Dow Jones на 4,7%, которое произошло 5 февраля.
Строго говоря, делать такие выводы исходя из итогов одного торгового дня – явный перебор. Рост или снижение фондового индекса, взятые за столь короткий промежуток времени, является скорее «шумом», нежели рыночным сигналом. На интервале в один день соотношение «шума» к рыночному сигналу составляет 1,85 единицы «шума» на 1 единицу «сигнала». Т.е. очень высок коэффициент отношения бесполезной информации к очищенной, полезной информации.
Но вернемся к Dow Jones. После 5 фвераля было два дня «бокового тренда», а 8 февраля он снова сильно упал – на 4,2%. Т.е., возможно, все отнюдь не так хорошо, как считали эксперты, оптимистично настроенные после событий 5 февраля в отношении дальнейшей динамики фондовых рынков. Ведь если взять период с 2009 г. до начала февраля 2018 г., то более сильных падений индексов было всего два: 8 августа 2011 г. – на 16% и 25 августа 2015 г. – на 10,5%. Если подойти к делу творчески и учесть, что, начиная с августа 2011 г. цены на фондовом рынке США возросли почти в 2 раза, то и нынешние 4,7% и 4,2% - это достаточно серьезно в стоимостном выражении. Вообще, уверенная восходящая динамика фондовых индексов США с 2009 г. по начало февраля 2018 г. должна была настораживать – это было сочетание исключительно долгого периода сверхнизкой волатильности и сверхбурного роста котировок. Что это могло означать, если не «медвежий» сигнал? Вопрос состоял лишь в том, когда рынок должен был перейти в фазу падения...
А теперь попробуем абстрагироваться от оценки перспектив фондового рынка и поговорить о здоровье и самочувствии. На основании теории вероятности и эмпирических данных разработана таблица полезности информации в зависимости от временных отрезков ее оценивания (интервал времени/вероятность получения полезной информации):
1 год - 93%
1 квартал - 77%
1 месяц - 67%
1 день — 54%
Т.е., с вероятностью в 46% можно утверждать, что оценивать перспективы движения фондовых индексов на основании результатов одного торгового дня – бесполезно. Т.о., такое изменение не должно служить причиной для переживаний или далеко идущих выводов. Однако, многие индивиды (в т. ч. – финансовые эксперты), будучи людьми эмоциональными, болезненно переживают подобные колебания курса, чем создают проблемы своему здоровью (а конкретно финансовые эксперты - еще и здоровью тех, кому они направляют свои мессиджи). Это объясняет - почему эмоционально и физически истощаются люди, которые слишком чутко реагируют на случайные ситуативные колебания курсов валют, стоимости ценных бумаг, цены золота или нефти, et cetera. Независимо от того, выгоден им рост или снижение, боль от эмоциональной оценки ничего не значащих колебаний не компенсируется положительными эмоциями: поведенческие экономисты утверждают, что в данном случае отрицательный эффект в 2,5 раз превышает величину положительного эффекта. Так стоит ли подвергать риску свою нервную систему? И ладно бы только свою...
А вообще события и новости не имеют значения. Имеет значение интерпретация событий и новостей. Если рынок падает, то позитивная информация игнорируется, в то время, как негативную информацию смакуют во всю (порой с привкусом мазохизма). При растущем рынке происходит аналогичное, но меняется местами в плане игнорирования/тщательного тиражирования негативная и позитивная информации.
Кстати, а что же происходило с индексом Dow Jones после 8 февраля? За месяц — с 9 февраля по 9 марта — он вырос на 6,2%. Так стоило ли нагнетать страсти и пугать людей? Но дело в том, что иным способом некоторые эксперты просто не смогли бы привлечь к себе внимание...