В начале марта информационное пространство всколыхнул скандал, связанный с санитарными автомобилями «Богдан-2251», которые закупили украинские Вооруженные силы. Совет волонтеров при Минобороны заявил, что из 50 доставленных на фронт автомобилей ровно половину пришлось ремонтировать или даже возвращать на завод.
Обвинения посыпались на производителя — корпорацию «Богдан Моторс», совладельцем которой является первый заместитель секретаря Совета нацбезопасности и обороны, давний бизнес-партнер президента Олег Гладковский. Он, Петр Порошенко и Игорь Кононенко свое время стали теми тремя китами, на которых выросла большая бизнес-группа «Укрпроминвест».
Товарищеские отношения у Порошенко с Кононенко и Гладковским, похоже, сохраняются до сих пор: Игорь Кононенко является первым заместителем председателя фракции «Блока Петра Порошенко», а Олег Гладковський работает первым заместителем секретаря Совета нацбезопасности и обороны Украины.
В прошлом году журналисты даже показывали виллы трех друзей и бизнес-партнеров в Испании, расположенные неподалеку друг от друга.
После скандала с санитарными «Богдан» журналисты решили тщательнее проанализировать — а какие еще государственные контракты получает корпорация Олега Гладковского «Богдан Моторс»?
Оказалось, что полгода назад корпорация выиграла тендер на полмиллиарда гривен. Она должна изготовить для Киева шестьдесят 12-метровых троллейбусов Т70117 и двадцать троллейбусов длиной 18,5 метра типа Т90117.
В транспортной комиссии Киевсовета редакция получила документ: руководство по эксплуатации купленных троллейбусов типа Т70117. Там есть технические характеристики. И первое, что бросилось в глаза — украинского в троллейбусах оказалось совсем немного.
Блоки питания — российское предприятие «Чергос», главный предохранитель — из Швейцарии, контакторы и главный выключатель — из молдавского Приднестровья, система управления двигателем — снова российский «Чергос», тяговый электродвигатель — ДТА-2У1- тоже из России, из города Пскова.
Неужели корпорация «Богдан Моторс», принадлежащая одному из руководителей секретариата украинского Совета нацбезопасности и обороны, закупает комплектующие для транспорта, который затем продает государству, в России? Но почему? Журналисты решили не спешить с выводами и попытались исследовать троллейбусы столичного автопарка вживую — вдруг, например, уже изменилась комплектация? Однако пресс-служба «Киевпасстранса» упорно не пускала съемочную группу в депо.
«Это надо разобрать троллейбус. И как его потом собирать — тоже вопрос», — так объяснили отказ в «Киевпастрансе».
Но частично «разобрать» троллейбус удалось. По просьбе редакции депутат Киевсовета Прохор Антоненко добился ревизии двигателей троллейбусов «Богдан» Т70117 в депо «Киевпастранса».
«Там есть двигатели, как на трамваях, так и на троллейбусах, российское электрооборудования», — поделился депутат Киевсовета результатам осмотра.
При более детальном изучении подтвердилось, что там действительно установлена система управления двигателем российской компании «Чергос», а так же тяговый электродвигатель ДТА-2У1 — тоже из России, производства Псковского электромашиностроительного завода.
На сайте производителя двигателей для троллейбусов «Богдан», АО «Псковский электромашиностроительный завод» (ПЕМЗ), говорится, что предприятие производит и технику спецназначения, в том числе военную.
Несколько часов ушло у журналистов на оценку масштаба сотрудничества псковского завода и военных предприятий России. Анализ сайта публичных закупок Российской Федерации показал, что ПЕМЗ течение 2015-2018 годов поставлял продукцию на такие российские предприятия: АО «РАТЕП» (разрабатывает системы зенитных ракетных комплексов), АО «Завод Топаз» (производит артиллерийские радиолокационные системы), завод «Буревестник» (здесь выпускают арматуру для военных кораблей и судов), завод «Купол» в Ижевске (производит системы ПВО), Новосибирский приборостроительный завод (здесь выпускают военную оптику), Дальневосточный завод «Звезда» (ремонтирует атомные подводные лодки), Саратовский радиоприборный завод (разрабатывает береговые радиолокационные станции).
И это данные только за несколько последних лет. Опыт сотрудничества псковского завода и российских военных предприятий гораздо шире.
При этом тяговые электродвигатели для троллейбусов можно купить и в Украине.
Главный конструктор комплекса «тяговый электродвигатель» украинского государственного завода «Электротяжмаш» Андрей Залата подтвердил, что завод производит такие двигатели, и цена на них «более 200 000 гривен».
Согласно данным таможни, «Богдан Моторс» ввозит псковские двигатели по цене 198 000 гривен за штуку. Это не намного дешевле, чем покупать у государственного завода «Электротяжмаш».
Несколько недель журналисты ждали интервью с руководством «Богдан Моторс». В конце концов, гендиректор согласился и пришел с новостью: мол, российские двигатели покупать прекратили несколько дней назад.
Тем временем совладелец «Богдан Моторс» Олег Гладковский заявил, что ему вовсе ничего не известно о российских двигателях.
«Насколько я знаю, двигатели мы уже получаем от киевского предприятия. Я вам скажу, что те требования, которые я, по крайней мере, ставлю постоянно как совладелец корпорации, как человек, который здесь работает, — чтобы двигатели производились в Украине» — отметил он.
Но кто же должен следить за тем, чтобы украинские предприятия не сотрудничали с российскими предприятиями, которые могут повредить безопасности государства? Соответствующие списки физических и юридических лиц утверждает именно Совет национальной безопасности и обороны. Где первым заместителем секретаря работает Олег Гладковський.
В списке много предприятий оборонно-промышленного комплекса, работающих на армию, попала, например, даже Кубанская картонная фабрика. А вот Псковского электромашиностроительного завода, который обслуживает российские военные структуры и, как оказалось корпорацию Олега Гладковского, в этих списках нет. Почему?
В официальном ответе от СНБО редакции объяснили, что предложений внести ПЕМЗ в список просто не поступало.
Получается, что призывы президента к усилению санкций против российского бизнеса игнорируют даже его бизнес-партнеры.
Журналисты пытались пообщаться с Петром Порошенко о сотрудничестве «Богдан Моторс» с российским предприятием, работающим для оборонного комплекса России. Но попытке поговорить с президентом грубо помешал один из его охранников.
Отдельно редакция также отправила и письменный запрос в Администрацию президента. Но ответа не получила.
Также не удалось пообщаться и с директором Псковского электромашиностроительного завода Александром Лазаревым, который отказался от общения с журналистами.