Со второй попытки, но ирландская авиакомпания Ryanair все же решила выйти на украинский рынок. Ожидания были настолько высокими, что еще за два дня до подписания соглашения между лоукостером и украинскими аэропортами «Борисполь» и «Львов» премьер-министр Владимир Гройсман поспешил первым анонсировать это событие во время заседания правительства. А само подписание в пятницу, 23 марта, выглядело как торжественная церемония — с участием президента Украины Петра Порошенко.
В результате Ryanair значительно увеличил общее количество рейсов в украинском направлении по сравнению с первой, провальной, попыткой выйти на украинский рынок в 2017 году: с 8 до 15. Впрочем, для того, чтобы привлечь лоукостер, украинским аэропортам пришлось пойти на существенные уступки. По словам директора по развитию аэропорта «Борисполь» Максима Волошина, ирландской компании была предоставлена скидка в 80 процентов на два портовых сбора. Но премьер защищает результат переговоров. По его убеждению, внедрение новых скидок не только для Ryanair, но и других авиаперевозчиков, уменьшит их расходы на обслуживание в аэропорту. «И здесь необходимо отследить, чтобы это положительно сказалось на стоимости авиабилетов», — отметил премьер на заседании правительства.
В разговоре с журналистами министр инфраструктуры Владимир Емельян заверил: именно снижение цен на авиабилеты и увеличение доступности авиапутешествий для украинцев и было одной из главных задач украинской власти во время поиска путей обеспечить приход на украинский рынок ирландского лоукостера.
«Теперь продажа билетов стартует с десяти евро, то есть около 300 гривен (по нынешнему курсу — около 325 гривен. — Ред.), а эта сумма уже доступна для многих украинцев», — объясняет министр.
Впрочем, по его словам, дело не только в самой Ryanair, но и в конкуренции, которую оживит появление новых игроков. В качестве примера такого влияния Омелян приводит решение другого лоукостера, венгерской компании Wizz Air, уже много лет осуществляющего авиаперевозки между Украиной и рядом стран Европы, снизить цены на 30 процентов сразу после объявления новости о подписании соглашения с ее конкурентом.
В то же время директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий призывает не быть слишком оптимистичными в оценках. Ведь значительная разница будет, по его словам, заметной только в первые месяцы после появления Ryanair. «Обычная европейская практика такова: когда лоукостер заходит на рынок, он начинает ценовую войну, и тогда цена действительно падает в разы», — говорит эксперт. Впрочем, позже, по его словам, когда становится ясно, какую долю рынка удалось таким образом закрепить, цены понемногу растут до уровня рыночных, особенно на тех направлениях, из которых удалось вытеснить конкурентов.
Достаточно спокойно смотрит на ситуацию с будущей стоимостью билетов в долгосрочной перспективе и бывший заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава. По его словам, все авиакомпании, включая лоукостеры, используют динамическое ценообразование — сложные алгоритмы путем анализа спроса определяют, сколько билетов и по какой цене предлагать.
«Именно поэтому в самолете рядом в двух креслах могут сидеть пассажиры, летящие за 25 и за 250 евро», — объясняет эксперт.
Промотарифы — цена на уровне нескольких десятков евро на самые популярные туристические направления в нормальной ситуации возможна лишь на неудобное время и в низкий сезон, говорит Кава.
Опрошенные эксперты отмечают — несмотря на агрессивную политику Ryanair, другим авиакомпаниям на украинском рынке пока еще ничего не угрожает. Так, Омелян уверен, что резерв для роста еще далеко не исчерпан. По его словам, это хорошо показывает пример компании Qatar Airways, которая, несмотря на недешевые билеты, после появления в Украине имеет переполненные рейсы. А для украинской компании МАУ, отмечает министр, появление Ryanair может открыть дополнительные возможности. Благодаря хорошо развитому азиатскому направлению украинский авиаперевозчик сможет «подхватывать» пассажиров, прибывающих в Киев ирландским лоукостером, чтобы путешествовать дальше, говорит Омелян.
Немного тяжелее придется венгерской WizzAir, добавляет Кава. «После смены стратегии Ryanair активизировался на тех направлениях, на которых зарабатывают венгры», — объясняет эксперт. Поэтому в итоге на некоторых маршрутах может остаться только один из перевозчиков, предупреждает он. В то же время Ланецкий убежден, что гораздо большую опасность Ryanair несет для небольших компаний, которые имеют гораздо меньше резервов, чтобы выдержать длительное противостояние.
По словам Омеляна, шансы на то, что Ryanair не остановится на достигнутом и будет расширять географию полетов из Украины, чрезвычайно высоки. Министр предупреждает: появление новых украинских городов на карте ирландского лоукостера будет зависеть от того, как другие аэропорты вести переговоры с Ryanair и успешности первых месяцев работы авиакомпании. «Хотя по второму пункту, я уже получил письмо от руководителя Ryanair Майкла О’Лири о том, что в течение первых дней продажи билетов значительная их доля уже была раскуплена», — рассказывает Омелян. Он уверен: на будущие рейсы ирландского лоукостера вполне могут претендовать также Днепр, Одесса и Харьков.
Впрочем, по словам Ланецкого, для развития украинских аэропортов приход Ryanair может иметь и негативные последствия. Снижение тарифов «Борисполя» приведет к значительной потере поступлений, которые можно было бы направить на развитие авиационной инфраструктуры, говорит эксперт. По его предварительным оценкам, за эти деньги можно было восстанавливать по несколько аэропортов в год. Ланецкий уверен: одной из причин, почему международные авиакомпании не летают во многие украинские города, являются заброшенные аэропорты.