Закон, предусматривающий добавление биоэтанола в топливо, был принят Верховной Радой еще в июне 2012 г. Согласно документу, в текущем году рекомендованное содержание биоэтанола должно быть не менее 5 %.
Уже 1 января 2014 г. эта норма станет обязательной, а с 2016 г. минимальное содержание биоэтанола в топливе повысится до 7 %. Норма касается всех видов бензина, реализуемых на территории Украины.
Отсрочить не удалось
Как ранее сообщал «Капитал», внефракционные народные депутаты и совладельцы группы компаний «Континиум», управляющей сетью автозаправок WOG, Игорь Еремеев и Степан Ивахив предлагали изменить закон о содержании биоэтанола в топливе. Они внесли на рассмотрение два аналогичных законопроекта, отличающихся в деталях.
Так, Ивахив предлагал перенести вступление в силу обязательной нормы о 5 % биоэтанола (этилового спирта) в бензине с 2014 г. на 2016 г., а о 7 % — с 2016 г. на 2018 г. Еремеев рекомендовал отменить эту норму вообще. Однако, по информации официального сайта Верховной Рады, ни один из этих документов так и не был вынесен на рассмотрение в сессионный зал парламента.
Министерство энергетики и угольной промышленности обращалось в Верховную Раду с просьбой поддержать законопроект Ивахива, ссылаясь на то, что требование добавлять биоэтанол может привести к подорожанию топлива на 4 грн / л.
Отечественное производство
Согласно пояснительной записке к законопроекту Еремеева, при годовом потреблении в Украине автомобильного бензина в объеме 5 млн т потребность в биоэтаноле составит 250 тыс. т. В 2012 г. его в стране было произведено всего около 60 тыс. т.
Президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук указывает, что отечественные предприятия смогут обеспечить потребность в биоэтаноле всего на треть.
250 тыс. тонн биоэтанола нужно закупить операторам рынка нефтепродуктов, чтобы выполнить требование закона
В то же время производители биоэтанола утверждают, что готовы полностью покрыть потребность в этом продукте. В частности, генеральный директор концерна «Укрспирт» (который является монопольным производителем биоэтанола в Украине) Александр Харт, подчеркнул, что при необходимости отрасль в 2014 г. сможет изготовить около 210 тыс. т этилового спирта.
«По разным оценкам, потребность в нем составит около 210‑215 тыс т. Предприятия смогут обеспечить такое производство», — отметил он.
Нарушить госстандарты
Несмотря на то что норма об обязательном добавлении спирта начнет действовать уже через неделю, участники рынка нефтепродуктов считают, что рынок не готов выполнять это требование.
«Пока мы имеем только закон, но нет ни регламентов, ни стандартов на топливо с такими приложениями. Только получив эти документы, все участники рынка — продавцы и поставщики нефтепродуктов, нефтебазы, транспортники, производители спирта — поймут, как им нужно готовиться к переходу на топливо с биоэтанолом», — обращает внимание вице-президент «Концерна Галнафтогаз» (сеть заправок ОККО) Юрий Кучабский.
«На наш взгляд, после принятия всех необходимых регламентов нужно минимум еще полтора года, чтобы участники рынка привели свои мощности в соответствие этим требованиям», — пояснил он.
Кроме того, продажа бензина с биоэтанолом еще больше обострит проблему качества топлива на украинском рынке. «Мы готовы выполнить любое требование законов. Но добавление этилового спирта в бензин приведет к росту себестоимости топлива», — заявил ранее на конференции Рetroleum Ukraine 2013 вице-президент по переработке и нефтехимии компании «Роснефть» Игорь Павлов.
Трейдеры неоднократно указывали, что топливо с добавлением биоэтанола не будет отвечать государственным стандартам, а значит, его реализация будет незаконной. По словам Леонида Косянчука, чтобы этот закон работал, необходимо принять еще минимум 15 государственных стандартов. «Выполнять этот закон — означает нарушать другие госстандарты», — добавил он.
По словам заместителя гендиректора НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, система контроля качества нефтепродуктов в Украине полностью развалена. «Некому проверять, негде проверять и не на что проверять», — подчеркнул он.
Эксперт говорит, что в стране даже нет соответствующих лабораторий для проверки топлива на соответствие стандартам. Поэтому, по его словам, любая претензия из‑за отсутствия биоэтанола в бензине со стороны контролирующих органов, в частности Госпотребинспекции, может быть оспорена в суде.