На пути превращения в «аграрную сверхдержаву» Украина теряет одно аграрное производство за другим. Крупные агрохолдинги, сконцентрировавшие в своих руках огромные земельные банки, заинтересованы в производстве только коммерчески сверхвыгодных культур. Все, что не приносит желаемый барыш, безжалостно идет под нож. Яркий пример — «Сахарный союз «Укррос», некогда один из крупнейших производителей сахара в Украине. Он был безжалостно «распотрошен» крупным аграрным олигархом и выброшен за ненадобностью.
Холдинг «Укррос» начал деятельность в свеклосахарной отрасли в 1994 году. Долгое время он был одним из лидеров на рынке сахара Украины (12%). Черные времена для компании наступили в 2011 году, когда агрохолдинг «Кернел» Андрея Веревского заключил опцион на покупку 71% акций «Укрроса» за $42 млн.
Андрей Веревскиий купил четыре сахарных завода общей мощностью переработки 22 тыс. т сахарной свеклы в сутки. Крупнейшими среди них были Чертковский сахарный завод в Тернопольской области мощностью 7 тыс. т свеклы в сутки, а также Пальмирский и Оржицкий сахарные заводы по 6 тыс. т каждый. Замыкало четверку ООО «Цукрове» из Харьковской области мощностью 3 тыс. т свеклы в сутки.
Как стало понятно после сделки, покупателя интересовали не сахарные заводы, а земельный банк в 100 тыс. га и элеваторы емкостью 90 тыс. т единовременного хранения.
Собственно, и сам Веревский сразу заявил, что не собирается развивать купленное предприятие и выставил сахарные заводы на продажу по отдельности.
В 2013 г. «Кернелу» удалось найти покупателей на большую часть некогда мощного холдинга. Чертковский сахарный завод был приобретен немецкой компанией Pfeifer&Langen за рекордную сумму в $32,5 млн. В том же году Веревский продал Оржицкий сахарный завод, новым собственником которого стал агрохолдинг «Астарта» Виктора Иванчика (сумму сделки оценивали до $10 млн). Вскоре после этого сменило собственника и ООО «Цукрове». А вот Пальмирский сахарный завод у «Кернела» завис надолго. Предприятие пришлось законсервировать и выводить за пределы холдинга, чтобы не портить своими показателями общую отчетность. Номинальным собственником стала жительница Полтавы Людмила Бабаченко (об этой интересной персоне еще пойдет речь дальше), работавшая в структурах Kernel. Наконец, в мае 2016 года и Пальмирский сахарный завод был продан.
Таким образом, в течение нескольких лет после завершения сделки сахарные заводы «Укрроса» были перепроданы, а сама компания — фактически разгромлена и превращена в пустышку. Так, если еще на конец 2013 года чистые активы «Укрроса» оценивались в 450 млн гривен, то на конец 2015 г. они сократились до 14 млн гривен. После чего компания просто перестала публиковать свою отчетность.
Превратив «Укррос» в жалкую тень былой славы (на сегодня сумма нераспределенных убытков компании оценивается в 300 млн гривен), Веревский решил от него избавиться. В середине 2016 г. Sakharny Holding Limited, который владел 89% акций ПАО, переоформил свой пакет на связанный с «Кернелом» оффшор Restomon Ltd с Британских Виргинских островов, а тот в прошлом году передал его ООО «Гуляйпольский элеватор». Эта компания по бумагам уже не имела отношения к группе Веревского — 100% доля в ООО «Гуляйпольский элеватор» оформлена на все ту же Людмилу Бабаченко из Полтавы. Она считается доверенным лицом Веревского и много лет работала ведущим бухгалтером в его компаниях. Например, в 2011-2013 — в ЗАО «Зерноторговая компания «Олсидз-Украина», а с 2015 — в ООО «Миргородский элеватор». Помимо этого, в 2016 году Бабаченко числилась директором подконтрольного Веревскому ООО «Полтава-зерно». Как пишет издание Олигарх, дело в том, что помимо основной работы, у Бабаченко есть и «хобби» — на нее уже несколько лет переоформляются поглощенные «Кернелом» структуры, потребность в которых у компании Веревского пропадала после вывода из них всех ценных активов. Не удивительно, что именно ей досталась роль могильщика сахарного союза «Укррос».
В прошлом месяце хозяйственный суд Полтавской области принял к рассмотрению иск компании «Кернел-трейд», подконтрольной Веревскому, о признании банкротом ПАО «Сахарный союз «Укррос».
Долг «Укрроса» перед инициирующим кредитором оценивается в 1,2 млн гривен , при этом общая сумма кредиторской задолженности компании на 2016 г. составляла порядка 180 млн гривен. По всей видимости, большую часть этой суммы контролируют структуры Веревского, но не исключено, что среди недовольных кредиторов засветятся и иностранные структуры.
Особой пикантности ситуации придает то, что ПАО «Сахарный союз «Укррос» на момент покупки его олигархом Веревским был публичной компанией. Предыдущий собственник успел провести IPO холдинга в 2007 году, продав пятую часть акций компании иностранным портфельным инвесторам за 42 млн долларов. Акции «Укрроса» тогда приобрели более 20 инвестиционных фондов и приватных инвесторов из Европы и США. А часть размещенного пакета была конвертирована в депозитарные расписки с листингом на Франкфуртской фондовой бирже.
На конец 2017 года держателем почти 9% акций «Укрроса», которыми по-прежнему владеют иностранные инвесторы, числился The Bank of New York. И судя по тому, что Андрей Веревский поспешил дистанцироваться от своего проблемного актива, переоформив на подставных лиц, иностранцам можно «забыть» про свои акции — усилиями украинского олигарха они уже ничего не стоят. При номинальной стоимости в 1 грн за акцию последняя сделка с ними была зафиксирована НКЦБФР в сентябре прошлого года по 0,0069 грн, или с дисконтом почти в 99,99%.
Увы, от подобной бизнес-практики некоторых отечественных олигархов страдают не только иностранцы.
На пике своего сахарного могущества Украина — тогда еще УССР производила около 5,5 млн тонн свекловичного сахара, являясь крупнейшим в мире производителем этого продукта. В стране работало 192 сахарных завода, которые перерабатывали более 40 млн тонн сахарной свеклы. Сейчас в Украине осталось около 40 сахарных заводов, которые производят лишь примерно 2 млн. тонн сладкого продукта. Зато «Кернел» Андрея Веревского гордо пишет на своем сайте, что он является «ведущим в мире и крупнейшим в Украине производителем и экспортером подсолнечного масла, ключевым поставщиком сельскохозяйственной продукции из региона Черноморского бассейна на мировые рынки».