Трамп заявил о выходе США из договора по ядерной программе Ирана. Событие интересное. Но не только тем, что оно еще раз доказывает - Трамп утилизирует наследие Обамы. Это мы увидели в следующих примерах: выход из Транс-тихоокеанского партнерства и Парижского соглашения о климате, обострение торгового конфликта с Китаем, ужесточение санкций против РФ. Ситуация с Ираном заслуживает отдельного рассмотрения.
Недавно кронпринц Саудовской Аравии бин Сальман заявил, что прямое столкновение его страны с Ираном - вопрос максимум десятилетия. Очевидно, кронпринц имел в виду, что прямой конфликт неизбежен в случае продолжения существовавшей на тот момент политики основанных мировых акторов. В случае ее резкого изменения, возможны другие сценарии – не столь радикальные. Трамп предпочел именно такой сценарий.
Вероятно, дело идет к относительно локальному непрямому конфликту на территории третьих стран - Сирии, Ирака и Йемена. Эти три страны являются подходящими площадками для столкновения с Ираном, т.к. они: либо несубъектны (Сирия), либо погружены в гражданскую войну (Йемен), либо имеют неподконтрольные территории (Ирак, где есть территории, контролируемые курдами и суннитами).
Непрямое столкновение — разумный шаг, т.к. оно менее опасно для его участников (есть полезная книга сэра Б.Л.Гарта «Стратегия непрямых действий»). Трамп сопоставляет риски, что привычно для бизнесмена. А воевать с Ираном на территории Сирии, Ирака и Йемена сейчас гораздо менее затратно, чем через 10 лет - на территории самого Ирана, да еще и на территории Саудовской Аравии, куда война, если не воевать сейчас, скорее всего, таки придет. Пока ожидается конфликт не высокой интенсивности, который можно решить малозатратно - к чему стремится Трамп и это логично.
Но как тут без экономики, скажите вы? И будете правы. Начну с углеводородов. Иран заинтересован в европейском и китайском рынках. Но в них заинтересованы и США! Которые имеют такого союзника, как Саудовская Аравия.
У саудитов есть проект «Vision 2030», согласно которому страна планирует диверсифицировать экономику и нарастить внутреннее потребление энергоносителей, что может привести к снижению экспорта нефти (в рамках реализации «Vision 2030» снижение доходов от экспорта нефти планируется компенсировать ростом доходов от экспорта технологий). Т.е., часть европейского и китайского рынка углеводородов Саудовская Аравия может высвободить для США. Поэтому, Штаты играют на упреждение против Ирана, в т.ч. защищая Саудовскую Аравию. Кстати, если прогнозы о резком росте альтернативной энергетики в ближайшие 20 лет оправдаются, то действия Трампа логичны – он намерен «разгрузить» большие нефтяные резервы Штатов по ценам, которые пока находятся на высоком уровне.
Но, с моей точки зрения, гораздо важнее, чем Иран и нефть, другая проблема. Глобалист Обама пытался реализовать мега-проект кластеризации мирового рынка, на что были направлены Транс-тихоокеанское и Трансатлантическое партнерства. Ключевое слово – партнерство. А Трамп реализовывает другую концепцию – группирование локальных рынков и борьба за них на выбывание. Ключевое слово – выбывание.
Впрочем, скорее даже выживание. Если этот подход возобладает, то вновь будет востребована такая категория, как «национальная экономика». В такой ситуации возрастает вероятность успеха стран, обладающих мощной самодостаточной экономикой, которые обладают возможностями военной поддержки своих интересов и захвата рынков других стран. С одной стороны, это характеризуют, как протекционизм. С другой стороны, это весьма похоже на империализм в его самом негативном проявлении.
Вот это и настораживает. С одной стороны, времена raw materials, commodities, goods - это XIX или XX век. С другой стороны, постановка вопроса – «развитие экономики страны» - рудимент, который, в конечном итоге, привел к двум самым последним мировым войнам.
К.Р.Поппер в работе «Открытое общество и его враги» и Б.Линдси в книге «Глоаблизация – повторение пройденного» это качественно описали. Как бы не привел антиглобализм Трампа, которым многие восторгаются (в т.ч. в Украине), и которому могут вынужденно прибегнуть другие ведущие мировые акторы, к повторению пройденного. В виде Третьей мировой войны…
P.S. Впрочем, мировые акторы могут быть настолько непредсказуемы, что...