Бізнес

авиа

Смогут ли «Авиалинии Антонова» решить проблему авиаперевозок для НАТО?

29305
Смогут ли «Авиалинии Антонова» решить проблему авиаперевозок для НАТО?

После того, как российская авиакомпания «Волга-Днепр» объявила о завершении сотрудничества с НАТО, бывший партнер россиян, украинские «Авиалинии Антонова», готов занять их место.

Новость стала для многих неожиданностью. Во второй половине апреля частная российская авиакомпания «Волга-Днепр» проинформировала НАТО о прекращении более чем десятилетнего сотрудничества по программе SALIS. После завершения в конце 2018 действующего контракта фирма из Ульяновска не собирается его продлевать и предоставлять альянсу для авиаперевозок свои самолеты Ан-124 «Руслан». О причинах не сообщается, но, по данным российских СМИ, эта «новая коммерческая политика» связана с западными санкциями против российских компаний и «беспрецедентным внешнеполитическим давлением» на Россию.

Как говорится в ответе Минобороны Германии на запрос DW, Агентство НАТО по обеспечению и закупкам (NSPA) ведет переговоры о продлении контракта и проинформировало участников о том, что «один из партнеров отозвал заявку». Запрос к NSPA остался без ответа.

«Ахиллесова пята» НАТО

Решение российской стороны создает проблему для Североатлантического альянса, в первую очередь — для Германии как основного клиента в рамках SALIS. Комментировать возможные последствия выхода россиян из программы в немецком правительстве отказались. «Это в любом случае тяжелая потеря, но ее можно компенсировать деньгами», — уверяет отставной генерал Бундесвера Ганс-Лотар Домрезе.

По его словам, недостаток собственных больших военно-транспортных самолетов — «ахиллесова пята» как НАТО, так и Бундесвера. В будущем, возможно, придется использовать самолеты других стран, например, американский Boeing С-17. Кроме того, в случае транспортировки в менее вместительных самолетах военную технику «придется разбирать на мелкие части», говорит Домрезе.

SALIS: временное становится постоянным

SALIS (Strategic Airlift Interim Solution), стартовавшая в 2006 году, задумывалась как «временное решение для стратегических авиаперевозок», — так переводится ее английская аббревиатура. Разработанный в СССР «Антонов» оказался дешевым и востребованным перевозчиком для крупногабаритных и особо тяжелых грузов НАТО — вертолетов или бронетехники.

Поскольку новые военно-транспортные самолеты Airbus А400М поступают в ВВС стран НАТО с задержками, а по грузоподъемности уступают «Руслан» в 3-4 раза, контракт продолжали, а слово «временный» (interim) в названии заменили на «международный» (international) . «Это идеальный самолет для наших нужд, — объясняет Домрезе, бывший главком Объединенных сил НАТО в Брюнсуме (Нидерланды). — Когда нужно было быстро отправить куда-то большой контингент, как в Мали на Западе Африки, где была развернута миссия ООН, мы с удовольствием пользовались услугами „Антонова“.

Конец российско-украинского проекта

Изначально проект был общий, российско-украинский. С украинской стороны в нем участвовала авиакомпания „Авиалинии Антонова“, часть госкомпании „Антонов“ — разработчика и владельца нескольких самолетов. „Антонов“ в свою очередь входит в госконцерн „Укроборонпром“.

Проект был взаимовыгодным: украинцы помогали россиянам продлить срок эксплуатации самолетов, получая из РФ, где раньше строили „Руслан“ запчасти, и пользуясь связями на международном рынке.
После аннексии Крыма в 2014 году Украина свернула сотрудничество с Россией во многих сферах, в том числе — в авиации, но это не сразу коснулось SALIS. Лишь через два года украинская сторона вышла из зарегистрированной в Лейпциге совместной фирмы, основав там же собственную. Нынешний двухлетний контракт с НАТО на 2017 и 2018 годы россияне и украинцы выполняют уже раздельно.

Шанс для „Антонова“

Смогут ли теперь украинцы занять место россиян? Киев уже просигнализировал о таком желании на авиасалоне ILA-2018, который состоялся в Берлине в конце апреля. „Антонов“ анонсировал готовность продолжить выполнение стратегических перевозок по программе SALIS и обеспечить необходимое для этого количество самолетов», — сообщили в пресс-службе госпредприятия.

В российской компании «Волга-Днепр» 12 самолетов Ан-124 «Руслан» против семи у «Авиалиний Антонова». Но, с другой стороны, кроме авторских прав разработчика, украинцы имеют дополнительный козырь — крупнейший в мире транспортный самолет Ан-225 «Мрия», созданный в свое время для перевозки советского космического корабля «Буран».

«Как показывает опыт ГП „Антонов“ в SALIS, начиная с 2006 года, такого парка (семь „Русланов“ плюс „Мрия“) достаточно для выполнения обязательств по программе», — заявили в пресс-службе предприятия. И добавили, что у компании есть еще Ан-22 «Антей» грузоподъемностью 60 тонн. Все эти транспортники — наследие СССР. Несмотря на постоянную модернизацию, их ресурс в долгосрочной перспективе будет исчерпан. Производить новые такие машины сейчас не могут ни Россия, ни Украина.

Цена вопроса для «Антонова» и НАТО

Возможно, «Авиалинии Антонова» действительно смогут самостоятельно обслуживать НАТО, поскольку потребности альянса и количество стран-участниц программы SALIS снижаются. Когда проект стартовал, в нем участвовали более полутора десятка стран НАТО и ЕС. Сейчас их осталось десять: Германия, Франция, Бельгия, Чехия, Венгрия, Люксембург, Норвегия, Польша, Словакия и Словения.

О том, собираются ли «Авиалинии Антонова» в случае заключения нового контракта на 2019 повышать стоимость своих услуг для НАТО, в компании не говорят, ссылаясь на коммерческую тайну. В немецких СМИ прошла информация, что по нынешнему контракту украинцы запросили гораздо более высокую цену, чем россияне — едва ли не в полтора-два раза. В пресс-службе «Антонова» сказали, что «эта информация не соответствует действительности».

А в Минобороны Германии сообщили, что «обобщенные сравнения невозможны», но уровень «операционных постоянных расходов» за летный час у россиян был ниже, чем в украинцев, точнее — у их дочерней немецкой компании. Но к этим постоянным затратам добавляются переменные, такие, как на обслуживание самолетов, топливо или проживание экипажа. По данным Минобороны ФРГ, на выполнение нынешнего двухлетнего контракта с SALIS в бюджете заложено около 100 млн. евро.

Источник: DW
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама