Закон об амнистии участников акций протеста и массовых акций, который стал компромиссом между оппозицией и властью для урегулирования политического конфликта в стране, в первый день своей работы не дал результатов. Сторонники задержанных активистов Евромайдана надеются, что они смогут выйти на свободу в начале нового года.
Штрафы обменяют на судимость
Вчера вступил в действие закон об освобождении от ответственности участников акций протеста и массовых мероприятий, которые были задержаны в период с 21 ноября по 25 декабря 2013 г. Согласно документу, все задержанные активисты должны быть освобождены со снятием судимости, а все уголовные и административные производства против них закрыты. Закон был принят 19 декабря 367 голосами народных депутатов, 23 декабря его подписал президент Виктор Янукович.
В Координационном центре правовой защиты Штаба национального сопротивления, который занимается правовой поддержкой активистов Евромайдана, изданию рассказали, что из 19 человек, задержанных правоохранительными органами во время массовых акций в Киеве, под стражей остались только трое — активисты Владимир Кадура, Андрей Дзиндзя и его адвокат Виктор Смалий.
Дзиндзя подозревается в воровстве ключей от бульдозера, который был задействован во время беспорядков возле администрации президента 1 декабря. В факте управления этим бульдозером следствие подозревает Кадуру. А Смалию инкриминируют покушение на жизнь судьи — во время оглашения меры пресечения его подзащитному адвокат набросился на служителя Фемиды.
«У нас пока нет информации по Дзиндзе, Смалию и Кадуре. Их адвокаты делают все возможное, чтобы применить норму принятого закона. Мы также пытаемся отменить судимость у тех активистов, которые признали свою вину и были освобождены после уплаты штрафа, — рассказал «Капиталу» участник Координационного центра правовой защиты Штаба национального сопротивления.
Отметим, что ранее часть задержанных активистов признали свою вину в участии в беспорядках и были освобождены. Нормы нового Уголовного процессуального кодекса предусматривают возможность подписания соглашения о признании вины, что впоследствии может смягчить участь подозреваемого.
Напомним, в день опубликования закона об амнистии Луцкий городской районный суд (Волынская область) постановил в рамках уголовного дела взять под домашний арест депутата Волынского облсовета Игоря Гузя, который, в частности, подозревается в захвате административных зданий и в призывах к совершению действий, угрожающих общественному порядку.
Судьи хотят практики
Народный депутат Павел Петренко (Батьківщина) рассказал «Капиталу», что 25 декабря комитет Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности направил в Генеральную прокуратуру и Высший специализированный суд (ВССУ) процессуальное разъяснение о применении на практике нормы закона.
По его словам, адвокаты Координационного центра правовой защиты Штаба национального сопротивления вчера подали ходатайства с требованием закрыть производства против задержанных во всех регионах Украины.
«По закону, у следственных и судебных органов на выполнение есть 10 дней, но мы хотим решить эти вопросы до Нового года», — сказал «Капиталу» Петренко.
В пресс-службе ВССУ «Капиталу» заявили, что суд никаких разъяснений от Верховной Рады не получал, и процитировали разъяснение заместителя председателя ВССУ Павла Гвоздыка, что закон об амнистии участников акций протестов не может быть использован на практике.
По его словам, в законе отсутствуют механизмы реализации утвержденных норм: в документе не определены лица, на которых распространяется действие закона, а термин «участники акций протеста и массовых мероприятий» не конкретизирует, кто именно таковым является. Ведь с 21 ноября по 25 декабря в Украине проходили не только протестные акции, но и другие массовые мероприятия.
«К словам судьи Гвоздыка нам добавить больше нечего», — сказала «Капиталу» начальник отдела пресс-службы ВССУ Нила Мартынюк.
Бывший председатель Верховного суда Виталий Бойко пояснил «Капиталу», что у закона не существует процессуальной формы его применения. При этом некоторые его положения можно по-разному толковать, это вызовет проблемы при использование его на практике.
В Генеральной прокуратуре не смогли ответить, сколько производств было уже закрыто согласно нормам закона — на момент сдачи номера запрос «Капитала» остался без ответа. Не располагают этой информацией и в Министерстве внутренних дел.
Опрошенные депутаты от оппозиции тоже не смогли привести ни одного примера действия закона об амнистии 26 декабря.
В то же время Апелляционный суд Киева в четверг вечером отказался изменить меру пресечения адвокату Виктору Смалию, которого обвиняют в покушении на жизнь судьи. Народный депутат Валерий Карпунцов, который инициировал выдачу адвоката на поруки, рассказал «Капиталу», что суд не мотивировал свое решение.