Австрия проводит совместные учения правоохранительных органов, военных и нового полицейского формирования Puma, созданного для пограничной охраны. Пока только на границе со Словенией, как потенциально наиболее опасной. Формальный повод — новое обострение миграционного кризиса и ультиматум министра внутренних дел Германии Хорста Зеехофера, который он выдвинул канцлеру Ангеле Меркель.
Новый миграционный план будет принят либо для Германии, как хочет Зеехофер, либо на уровне всего Евросоюза, на чем настаивает Меркель. Но если ни того, ни другого не случится до конца июня, то глава МВД закроет немецкие границы для мигрантов своим личным решением. Другими словами, речь идет о восстановлении Германией пограничного контроля. Понятно, что соседние страны не могут на это не отреагировать.
«Этими учениями на границе между Австрией и Словенией мы хотим подготовиться ко всем возможным вариантам развития событий и послать четкий сигнал, что потери контроля и механического пропуска через КПП, как это было в 2015 году, больше не будет», — заявил вице-канцлер Австрии, лидер националистической Партии Свободы Хайнц-Кристиан Штрахе. Его активная роль в организации этих учений уже показывает, что в реальности «правые» европейские политики воспринимают новый миграционный кризис, вызванный конфликтом в немецком правительстве, как окно возможностей.
Объединиться они не смогут — слишком отличаются интересы. Итальянские правые требуют пересмотра Дублинского протокола, в соответствии с которым беженцем занимается та страна ЕС, где он перешел границу и попросил об убежище. Сейчас это прежде всего южные государства: Италия, Греция, Болгария, Испания. Австрийцы же, чей канцлер Себастьян Курц выступил на днях единым фронтом с «Вышеградской четверкой» (Чехия, Польша, Словакия и Венгрия), требуют как раз того, чтобы ЕС прекратил попытки перераспределить беженцев в равной пропорции по всем странам Евросоюза.
Однако и они, и многие другие «правые» политики из других европейских стран, ставя во главу угла национальные интересы, объективно работают сейчас на разрушение единого визового пространства — пожалуй, главного психологически важного достижения Европейского Союза. Тем же австрийцам, например, надо просто испытать новое подразделение пограничной охраны Puma, которое состоит всего из шестисот или около того человек и явно годится только для регулярной охраны границ, но никак не для борьбы с новой многотысячной волной беженцев, если она вдруг возникнет. Тем не менее, это новая, популярная у избирателей мера защиты, так что власти, пользуясь случаем, стремятся разрекламировать ее по полной.
Результатом наверняка станут аналогичные учения и в соседних странах, которые не захотят остаться «голыми» в тот момент, когда соседи восстановят пограничный контроль. В итоге, немецкие политики, может быть, между собой и договорятся, а вот другие страны «на всякий случай» уже к июлю введут частичный или полный погранконтроль, подталкивая к этому все большее число соседей. Эффект карточного домика в этом случае весьма вероятен.
О подобных мерах разговоры шли и на неформальной встрече ЕС, созванной по инициативе Ангелы Меркель, куда лидеров стран той же «Вышеградской четверки», зная их позицию, и вовсе не позвали. На этот саммит вообще собрались представители лишь 16 из 28 стран Европейского Союза (считая готовящуюся к выходу из ЕС Великобританию). Договорится им, по большому счету, не удалось. Но господствовал на встрече дискурс строительства «крепости Европа» — общей защиты границ и противодействия угрозе роста числа беженцев, которое опять может превысить миллион человек в год.
Параллельно министры обороны девяти стран ЕС, включая Германию, Великобританию и Францию, объявили о создании совместных европейских сил реагирования. Этот проект, как говорят, позволит Лондону оказывать военную поддержку Брюсселю и после завершения процесса выхода из Евросоюза. Однако речь снова идет об еще одном сепаратном соглашении только части европейских стран по такой важнейшей сейчас для всего ЕС теме, как безопасность.
Расхождение взглядов отдельных стран и регионов внутри Единой Европы заметно все отчетливее. И техническая, казалось бы, угроза Зеехофера, который борется скорее за свое влияние в немецком правительстве, чем за решение миграционного вопроса, может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Причем уже в июле.
Это, кстати, надо иметь в виду и иностранным туристам, которые едут в Европу этим летом. Не исключено, что им, как в не столь далеком прошлом, придется на каждой границе показывать паспорта с визами. А тем, кто забудет взять все нужные документы, грозит депортация, скажем, из Австрии в Венгрию или из Италии во Францию. Как бы смешно это сейчас ни звучало.