По итогам 2013 г. производство легковых автомобилей сократилось по сравнению с 2012 г. на 34 % — до 45 758 единиц, сообщила ассоциация автопроизводителей Украины «Укравтопром».
В плюсе только один
В 2013 г. из четырех предприятий, которые выпускают легковые автомобили, нарастить производство удалось только Кременчугскому автосборочному заводу (КрАСЗ), который входит в группу компаний АИС. По данным «Укравтопрома», за прошлый год завод выпустил 9049 автомобилей, что в 2,8 раза превышает показатель 2012 г. Увеличение производства связано с возобновлением крупноузловой сборки автомобилей Geely и началом производства на заводе всей модельной линейки. По словам директора по маркетингу группы компаний АИС Сергея Боровика, около 80 % выпущенных на заводе в Кременчуге машин — Geely, остальные — SsangYong.
Запорожский автосборочный завод (ЗАЗ) — крупнейший украинский автопроизводитель — по итогам 2013 г. сократил производство вдвое, до 20 301 единицы. Завод «Еврокар», производящий автомобили марки Skoda, в 2013 г. выпустил 11 494 тыс. авто, что на 21 % меньше показателя 2012 г. Корпорация «Богдан» также сократила производство вдвое, выпустив в 2013 г. всего 5958 легковых автомобилей.
Производство сократилось из‑за введения Россией еще в 2012 г. утилизационного сбора на автомобили. По словам старшего аналитика инвестиционной компании «Арт Капитал» Алексея Андрейченко, до введения этой меры на российский рынок приходились практически все экспортные поставки автомобилей из Украины, что составляло около 40 % от общего производства.
Хотят увеличить вдвое
Несмотря на негативные результаты 2013 г., автопроизводители хотят в текущем году вернуть утраченные позиции и увеличить выпуск продукции практически вдвое. В частности, в 2014 г. КрАСЗ намерен выпустить 20 тыс. автомобилей. Руководители ЗАЗ ранее заявляли, что в текущем году на заводе планируется выпустить около 40 тыс. автомобилей. Пресс-секретарь корпорации «Богдан Сергей Красуля сказал «Капиталу», что в этом году на заводе в Черкассах планируют выпустить около 20 тыс. легковых автомобилей, при условии, что действующие заградительные меры (спецпошлины на импортные автомобили и утилизационный сбор) сохранятся. «Еврокар» своих планов по производству на 2014 г. не разглашал.
По мнению Алексея Андрейченко, реализовать планы производителям удастся, если сохранится спецпошлина на импортные автомобили и если будут введены другие стимулирующие механизмы. «Например, такой мерой могла бы стать выплата премий за старый автомобиль в обмен на покупку нового, отечественного. Но следующий год предвыборный, существенного роста экономики не ожидается, и даже возможен небольшой дефицит бюджета. Поэтому введение премий маловероятно», — отметил Андрейченко.