В начале недели жителям Днепра сообщили, что в ближайшие дни город могут отключить от водоснабжения. Мол, местному водоканалу не хватает хлора для обеззараживания воды. Ситуацию временно решили благодаря импортным поставкам, однако «осадок остался».
По данным ассоциации водоканалов, в Харькове хлора осталось до субботы, Николаев уже перешел на ограниченный режим водоснабжения. Запасов вещества для дезинфекции по всей Украине осталось примерно на месяц.
Дело в том, что единственный в стране производитель жидкого хлора «Днепроазот» (находится под контролем группы «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова) уже месяц как не работает.
Менеджмент завода жалуется на слишком высокие цены на газ, а вице-премьер Геннадий Зубко называет эту ситуацию шантажом и грозит уголовным делам. Между тем предприятия по производству напитков решили приостановить деятельность по урегулированию ситуации.
Помочь с реагентом уже согласились соседние государства, однако и здесь возникли проблемы: хлор является веществом «двойного назначения» (может использоваться в военных целях), поэтому его ввоз требует дополнительных процедур. Существуют и логистические трудности — разница ширины путей для перевозки хлора в цистернах.
Как же так получилось, что украинские города оказались в «хлорной ловушке», и кто в этом виноват?
Месяц назад единственный промышленный производитель жидкого хлора в Украине «Днепроазот» заявил об остановке завода. До этого предприятие два месяца находилось на ремонте, однако в июне цеха так и не запустились.
Председатель правления завода Сергей Сидоров рассказал, что его работа стала убыточной. Основной профиль предприятия: производство аммиака и азотных удобрений. Хлор, гипохлорит и соляная кислота, которые применяют для стерилизации питьевой воды и очистки сточных вод — побочные продукты.
«Для производства аммиака нужен газ, в себестоимости он составляет более 80%. Но из-за цены на газ у нас экономическая ситуация не позволяет включить агрегаты, поэтому правлением было принято решение о том, что мы идем в простой. Предприятие остановлено полностью, все отключено», — уточнил Сидоров, не забыв напомнить, что теперь водоканалы останутся без хлора.
Он также попросил правительство вмешаться в ситуацию, спрогнозировав закрытие завода и увольнении 4 тысяч персонала, если она не будет урегулирована. На прошлой неделе в столицу даже прибыл тысячный десант работников «Днепроазота», которые под стенами Кабинета министров требовали возобновления работы предприятия.
На последнем «часе правительства» премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что завод должен покупать газ по рыночной стоимости, как и вся украинская промышленность. Глава Кабмина добавил, что хлор в Украине будет, также ведутся поиски международного финансирования для новых систем очистки.
Профильный вице-премьер Геннадий Зубко, который возглавил рабочую группу для урегулирования этого вопроса, назвал действия руководства завода шантажом и напомнил об административной и уголовной ответственности за подобные действия.
«Отказ от поставки хлора по контракту воспринимается как шантаж водоснабжающих предприятий и влияние на критическую инфраструктуру. Особенно в условиях, когда за последний год АО „Днепроазот“ повысил цену на хлор на 300% для водоканалов, контракт должен быть выполнен», — сообщил он.
Правительство также обратился в Антимонопольный комитет касательно де-факто монопольного положения «Днепроазота» и его влияния на рынок хлора. Впоследствии оказалось, что завод таки может запустить хлорный цех без восстановления производства аммиака, однако для этого ему требуется разрешение АМКУ на поднятие цены.
«Новая цена на хлор, которую предлагает наше предприятие, соответствует среднерыночной в 2018 году. Оборудование по производству хлора на предприятии находится в рабочем состоянии и готово к восстановлению производства в любой момент», — заверил коммерческий директор предприятия Андрей Пустовойт.
По данным вице-президента Украинской ассоциации водоканалов Ольги Бабий, водоканалы по всей Украине потребляют около 1200 тонн хлора в месяц. Ранее «Днепроазот» поставлял его по цене 17-20 тысяч гривен за тонну. Теперь на предприятии считают, что цена должна вырасти более чем вдвое.
Возникает логичный вопрос: откуда ранее брался газ, благодаря которому заводу якобы удавалось держаться на плаву, попутно обеспечивая водоканалы дешевым хлором? Ответ, очевидно, нужно искать на берегу Женевского озера у одного опального украинского олигарха.
В материале «Зеркала недели» раскрывается суть схемы. С 2011-го года полугосударственная «Укрнафта», которую до сих пор контролирует группа «Приват», арендовала у завода аммиачный цех. Ресурсом для переработки служил газ собственной добычи. Готовый аммиак компания по заниженным ценам продавала «Днепроазоту», из него предприятие производило карбамид.
В прошлом году таким образом было переработано более половины газа, который добыла «Укрнафта». То есть, компания, которую контролирует Игорь Коломойский, продавала дешевый ресурс заводу Игоря Коломойского, и в результате недополучила от 22,6 до 63,9 млн долларов только за один год.
Ну и не стоит забывать, что предприятие задолжало компании около миллиарда гривен за поставленный аммиак еще с 2016-го года. Прошлогодняя отчетность дает еще две интересные цифры для сравнения: «Днепроазот» в 2017-м заработал «чистыми» 533 миллионов гривен, в то время как «Укрнафта» только 444 миллиона.
В апреле текущего года компания окончательно разорвала договор аренды аммиачного цеха с заводом. Тогда же он ушел на ремонт, чтобы через два месяца объявить об остановке производства. «Крайними» в ситуации, где владельцы «Днепроазота» не хотят работать по рыночным условиям, оказались водоканалы.
В «Укрнафте» же заявили, что начали продавать собственный газ на открытых аукционах и по двусторонним договорам. На упреки в подыгрывании Коломойскому в прошлом году там ответили, что анализ экспертов был непрофессиональным, а справедливость цены аммиака для «Днепроазота» подтвердила Государственная аудиторская служба по инициативе НАБУ.
Экономический эффект от сделок группы «Приват» трудно рассчитать в потерях, которые понес кошелек каждого украинца. Зато угроза остаться без централизованного водоснабжения так или иначе касается 70% населения. Государство оказалось не готовым к «хлорному коллапсу», который наступил после остановки завода.
Первыми в зоне риска оказались жители Днепра, Николаева, Харькова, Житомира и Кривого Рога. Речь идет о полном отключении, ведь лицензионные условия запрещают подавать в сеть воду ненадлежащего санитарного качества.
«На водоканалах хлор применяется круглосуточно в технологии очистки воды. Когда вода проходит предварительную очистку, грязная вода находится в фильтре 24 часа. И если туда не добавить хлор, то там происходит размножение бактерий», — рассказали в Украинской ассоциации водоканалов.
Эксперты предсказывали отключения в Днепре со дня на день, если не найдется другого поставщика хлора. По состоянию на вторник, 16 июля, проблему этого города удалось решить, хотя и временно. Местные власти будут покупать реагент за рубежом. А вот в Николаеве говорят, что цену импортного хлора городской бюджет не потянет.
В экстренном режиме удалось договориться о небольших поставки с Румынией и Молдовой — эти объемы направляются в критические точки. Ведутся переговоры с Польшей и Словакией, однако говорить о стабильности пока рано. В «Киевводоканале» объяснили, что поставки хлора в контейнерах автомобильным транспортом задерживаются из-за оформления разрешительных документов и другие процедуры.
«Более того, таких специализированных контейнеров недостаточно. Поставки хлора в цистернах из Европы также являются проблематичными. Европейские цистерны не способны менять колесную базу, а также должны быть сертифицированы на территории Украины», — уточнили в пресс-службе предприятия.
Во вторник состоялось совещание под руководством первого вице-премьера Степана Кубива. «Днепроазот» предварительно якобы согласился запустить производство хлора, прогнозируемая цена — 40 тысяч гривен за тонну. Однако глобально проблему это не решает: кто знает когда владельцы завода захотят в очередной раз использовать «хлорный аргумент» в переговорах с властью, экономического или уже политического характера.
Эксперты отмечают, что выходом может стать переход на более современные и безопасные обеззараживающие вещества — гипохлорит натрия, смешанные оксиданты или диоксид хлора. Некоторые водоканалы уже начали внедрять соответствующие технологии. Однако для масштабного перехода нужны деньги, время и желание власти научиться говорить «нет» олигархам.