Первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Максим Мартынюк рассказал о дотациях аграриям, готовы ли фермеры к введению рынка земли, и почему бизнес уходит в тень.
Несмотря на то, что экспорт необработанной древесины в Украине запрещен, де-факто он осуществляется в различных формах. В основном это контрабанда. Чаще всего из Украины выезжает топливная древесина, а в Европу уже въезжает деловая. Один из вариантов, как это проворачивают – формируют механически верхний слой в вагонах из разрешенной к экспорту древесины, а внизу – деловая древесина.
Мораторий на экспорт необработанной древесины имел целью защитить украинские леса от чрезмерных рубок. Можно констатировать, что свою задачу он не выполнил. Это доказывает даже официальная статистика самих лесхозов. За год полноценного действия моратория, когда он распространялся уже и на хвойные породы леса, объемы рубок составил 98% от предыдущего года. То есть запрет не привел к уменьшению рубок. А экспорт перешел в формат контрабанды, чтобы эти незаконные рубки компенсировать.
Причем нужно признать, что выгодоприобретатели есть с обеих сторон. Европейским компаниям нужно сырье и они его могут получить из Украины. Не случайность, что основной поток топливной древесины и вообще древесины проходит через Черновицкую таможню – ведь в Румынии недалеко от границы расположено одно из крупнейших европейских деревоперерабатывающих предприятий. При этом отмечу, что конечные европейские потребители, например, крупные производители мебели, покупают уже легализированную, абсолютно «белую» древесину.
В Украине выгода от вывоза леса получается при нелегальном пересечении границы людьми, которые задействованы в этом процессе.
Что будет делать государство, чтобы остановить эту контрабанду? В первую очередь сделать полным, эффективным, небутафорским контроль над грузами. Причем будут применены как традиционные способы – контроль на таможне, так и дополнительные – сбор оперативной информации перевозчиков, привлечение аудит-службы, Нацполиции. Уже создан широкий фронт из государственных органов. Правоохранители смогут сказать свое слово после того, как будет собрана полная и достоверная доказательная база и информация.
Остановить лесную контрабанду можно. И это не приведет к снижению экономической эффективности наших лесохозяйственных предприятий.
Так, деревоперерабатывающая отрасль наращивает мощности темпами ниже тех, на которые мы рассчитывали, когда вводился мораторий. Однако если остановить контрабанду, то мы получим качественно иной показатель внутренней переработки древесины. Тогда мы сможем экспортировать уже не сырье, а продукцию. Даже если это будут полуфабрикаты, это все равно уже продукция с добавленной стоимостью.
Касательно вопроса, нужно ли было вводить этот мораторий, то, как известно, в истории нет альтернативы. Ситуация, которая сложилась в Украине на тот момент, требовала вмешательства и изменений – мораторий должен поставить проблемы по крайней мере на паузу, чтобы найти решение. Этого не произошло, поэтому сейчас должны искать новый формат.
Есть определенные турбулентности, прежде всего погодные, но не думаю, что они окажут какое-то негативное влияние на экономику. Отмечу, что по озимым культурам есть минус по сравнению с прошлогодней урожайностью. Соответственно, по валовому сбору тоже будет небольшой минус.
Зато группе яровых зерновых и поздних зерновых ничего не угрожает. Уже несколько экспертных групп озвучили прогноз рекордного урожая кукурузы. Также все хорошо с посевами сои и других бобовых культур. Поэтому возможно по валовому сбору мы выйдем где-то на показатель прошлого года.
Общеотраслевого рекорда не будет, но в разрезе отдельных культур – возможно.
Больше всего, около 70% из фактически направленных в отрасль средств за первое полугодие были выплачены представителям отрасли животноводства. Это полностью соответствует государственной поддержке – с 6,4 млрд гривен 4 млрд в госбюджете заложено на возрождение животноводства.
Наиболее сложной я считаю программу поддержки населения – граждан, содержащих молодняк КРС в эквиваленте 2500 грн/теленок. Она сложная из-за обилия разрозненных получателей, причем преимущественно пожилого возраста. Но нам удалось широко привлечь к организации этого процесса сельские советы, органы местного самоуправления и как результат люди уже получили помощи на 7 млн грн. Отмечу, что преимуществом этой компенсации является то, что ее можно получить в любое время, просто и без дополнительных затрат.
Кроме собственно поддержки крестьян мы получили важный положительный побочный эффект – с начала этого года в 6 раз повысилась интенсивность идентификации животных в хозяйствах населения. То есть отрасль существенно «обеляется». Проблема лишь то, что люди боятся, что эта компенсация будет им мешать получить субсидию на коммунальные услуги. Однако, мы ведем работу с Минсоцполитики, для того чтобы уладить эту коллизию и чтобы дотация не считалась доходом семьи, и соответственно не влияла на субсидию.
В целом мы охватили около 3,5 тыc. получателей в первой волны. Это количество, судя по динамике заявлений, существенно возрастет к концу года.
Также мы довольны интенсивностью обращений получателей по дотаций на поголовье коров – 1500 грн/голова. Фактически этой дотацией охвачено 75% от того поголовья, учтенного в сельхозпредприятиях.
Большую часть программы поддержки животноводства занимает дотация на удешевление строительства животноводческих комплексов – 2,5 млрд грн. Сейчас всего 8 обращений по этим дотациями, общая сумма начислений по ним – 220 млн грн. Поскольку это программа новая, то люди готовят документы: разрешения на строительство, сертификаты готовности объектов и тому подобное.
В целом, учитывая долговременные производственные циклы в этой области, эффект программ поддержки будет заметным, если они будут действовать 3-5 лет. Только тогда это накопительным итогом будет создавать предпосылки и стимулы для того, чтобы наращивалось поголовье.
Успешно работает программа по поддержке садоводства. По ней компенсируется 80% стоимости посадочного материала. Уже выплачены средства по заявкам, по которым подтверждены факты высадки на сумму около 70 млн грн. Однако, так как больше будут высаживать осенью думаю, что в рамках 300 млн грн точно удержимся.
По программе компенсации части стоимости приобретения отечественной сельскохозяйственной техники в этом году повысилась ставка компенсации с 20% до 25%. Из почти миллиарда общего бюджета выбрано примерно 100 млн грн. Основной всплеск закупки техники приходится на вторую половину года, поэтому в последнем квартале мы ожидаем существенного роста запросов и выплат.
Фермер могут воспользоваться всеми общеаграрными программами, и кроме того имеют несколько исключительно своих, фермерских, которые наработала Ассоциация фермеров.
Фермеры получают до 25% компенсации за сельхозтехнику, дополнительно 15% из другой программы. Фермерам компенсируется стоимость оборудования при создании кооперативов, компенсируется значительная часть закупки семян и тому подобное. Однако здесь есть определенные пробуксовки. Значительная часть бюджета программы (0,5 млрд грн) заложена на компенсацию процентов по кредитам. Но фермеры не очень активно обращаются за кредитами, а банки не очень хотят им эти кредиты давать. И поэтому использование по этой части программы невелико.
По этой причине мы предлагаем АФЗУ переориентировать средства и дать несколько вариантов на выбор. В частности, часть финансов может пойти на компенсацию ЕСВ, что в принципе выгодно для фермеров. С одной стороны, на них снижается налоговая нагрузка, но зато они гарантированно будут обеспечены пенсиями в будущем. Есть и другие предложения, они оперативно прорабатываются.
АПК является одной из самых эффективных и прибыльных отраслей. И это при том, что официальная статистика искажена и не учитывает теневой оборот сельскохозяйственной продукции, который только на рынке зерна достигает минимум 20%. Кстати, поэтому сельскохозяйственные производители не очень активно обращаются за кредитами – с одной стороны им трудно показать «белую» отчетность, которую требуют банки, с другой – они обеспечены наличными денежными средствами.
При этом потенциал роста эффективности не является исчерпывающим, в частности он сконцентрирован в возможностях повышения уровня урожайности до европейского. Также мы пока существенно отстаем по производительности труда, по техническому оснащению – здесь тоже возможны прорывы.
На сегодняшний день есть неисчерпанный потенциал для углубления переработки сельскохозяйственной продукции. Например, поставить кукурузу и войти в ТОП мировых поставщиков этой культуры – это неплохо. Но экспортировать продукты ее переработки – гораздо выгоднее. Даже с точки зрения логистики, не говоря о добавленной стоимости.
По осторожным оценкам, нынешний объем валового внутреннего продукта, который генерирует сельское хозяйство, при правильных подходах, при благоприятной конъюнктуре внешних рынков, может быть удвоен за 5 лет.
В чем причина того, что где-то пятая часть сельского хозяйства находится в тени? Отчасти это производная от сложности документооборота. Нанимать целый штат юристов, экономистов, бухгалтеров – это для фермера непосильная и лишняя работа. Он должен заниматься тем, чем он умеет заниматься – выращиванием сельскохозяйственной продукции. Маленький сельскохозяйственный производитель должен платить фиксированный налог и на этом его долг перед государством должен быть завершен полностью.
К запуску рынка земли техническая инфраструктура, включая Государственный земельный кадастр, хотя его и часто критикуют, подготовлена.
Снятие моратория на землю часто ассоциируют с распродажей государственных земель, но это совершенно некорректно. 27 из 42 млн гектаров сельскохозяйственной земли уже находится в частной собственности. Таких частных владельцев почти 7 млн человек. И поэтому о распродаже украинской земли речь в принципе не идет потому, что она уже вся роздана во время распаевывания. И даже если этот процесс происходил несовершенно, что породило определенные проблемы, например, чрезмерную парцелляцию земель, все равно в этом была большая историческая справедливость. Ведь земли вернули тем, у кого в советское время их забрали и кого загнали в колхозы.
Правительственная модель земельной реформы, которая предлагается, содержит ряд ограничений, и направлена на то, чтобы создать предпосылки для фермеров, для самых мелких производителей, которые живут на этой земле, для приобретения ее в собственность. Это повысит эффективность их работы и сельского хозяйства в целом, а также заложит основу для реализации долгосрочных проектов, например в животноводстве. Сейчас, на арендованной земле, в них мало кто видит смысл.
С юридической стороны, для того чтобы заработал рынок земли нужно принять два закона. Первый – это об обращении сельскохозяйственных земель, где выставить эти ограничения, написать, кто кому имеет право продавать, кто на рынок не допускается, лимиты на приобретение. Второй – о финансовой поддержке фермеров, который предоставит им доступ к дешевым кредитам для покупки этой земли. Есть и третья составляющая – политическая. Буду честен – я не верю, что в последний год каденции парламент сможет принять такой сложный закон. Но следующее окно возможностей неуклонно приближается.