В предпоследний день лета «Укрзализныця» открыла продажу билетов на так называемый поезд «четырех столиц». На нем уже с 28 сентября можно будет путешествовать из Киева в Минск, Вильнюс и Ригу. Изначально планировалось сделать конечной остановкой Таллинн, но «по дороге его потеряли». По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, столица Эстонии еще может присоединиться к маршруту и превратить поезд в «пять столиц».
В «Укрзализныце» уверяют, что цены пытались сделать максимально доступными. Так, в Минск в купейном вагоне можно доехать за 1853 грн, билет в Вильнюс стоит 1640 грн, в Ригу — 2219 грн. Омелян назвал такую стоимость «минимально возможной» на данном этапе.
На первый взгляд новая инициатива УЗ выглядит вполне уместной и своевременной, учитывая безвиз и туристическую привлекательность указанных городов. Впрочем, как оказалось, в «четыре столицы» можно дешевле и быстрее по времени доехать на автобусе, машине, и даже на самолете, если повезет.
В свой первый рейс поезд «четырех столиц» отправится со станции Киев-Пассажирский 28 сентября в 14:07. Проехав восемь станций и почти девять с половиной часов он остановится в столице Беларуси. Преодолеть такое расстояние в вагоне купе будет стоить 1853 грн, в вагоне СВ — 3574 грн.
Самолетом добраться до столицы Беларуси можно почти в десять раз быстрее — всего за час. Сколько стоит такое удовольствие?
Все зависит от того, насколько удачно выбрано время для приобретения билета, поскольку в авиации очень динамичное ценообразования и стоимость полета в разные периоды может отличаться в несколько раз. Поэтому лучше планировать свои путешествия заранее — это может сэкономить кучу денег.
Например, если сейчас приобрести билет на ближайшие две-три недели, за него придется выложить от 2 до 2,5 тыс. грн. При этом если заранее купить билет на ноябрь, можно сэкономить от 500 до 1000 гривен. А путешественник, который готовит свое путешествие за год, будет в самом большом «плюсе» — билет на август 2019 стоит всего 777 гривен.
Автобусом до центрального автовокзала Минска можно доехать за 500-600 гривен. Время в пути составит от 10 до 14 часов в зависимости от перевозчика и ситуации на границе.
Также можно воспользоваться сервисом для поиска попутчиков BlaBlaCar. Там цены очень разнятся, начиная от 350 до 1,5 тыс. грн. Хотя в определенные дни на сайте не было ни одного предложения от водителей, поэтому этот вариант сложно назвать надежным.
После обнародования стоимости билетов на новый поезд пассажиры решили, что в «Укрзализныце» допустили ошибку. На сайте было указано, что доехать до Вильнюса стоит дешевле, чем в Минск. Как оказалось впоследствии, никакой ошибки не было.
«Между Киевом и Минском ходят несколько поездов, и чтобы оставить их конкурентными белорусы выставили высокие коэффициенты к базовому тарифу, что сделало билет в Минск дороже, чем в Вильнюс», — объясняет начальник департамента пассажирских перевозок дальнего следования «Укрзализныци» Александр Красноштан.
«Это требования Беларуси. Учитывая, что она является транзитной страной и партнером проекта, мы были вынуждены согласиться на такие условия», — добавляет он.
Таким образом поездка в Вильнюс в вагоне купе обойдется в 1,6 тыс. грн, в Минск — 1,853 тыс. грн. «Пассажиры могут попробовать купить билет в Вильнюс, а выйти раньше», — шутят в УЗ.
Самолетом в ближайшие недели можно улететь за 2 тыс. грн. Билеты на сентябрь стоят от 1,6 тыс. грн, а с октября лоукостером Ryanair в столицу Литвы можно будет слетать всего за 491 гривен в одну сторону.
Поездка в столицу Латвии по понятным причинам стоит дороже всего. Вагон-купе — 2,2 тыс. грн, СВ — 4,4 тыс. грн. Время в пути — около 19 часов.
Авиабилеты на ближайший месяц стоят от 3,5 тыс. грн. Если покупать заранее, можно сэкономить до 2,5 тыс. Автобус до международного автовокзала Риги обойдется в 1,5-2,5 тыс. грн, а цены на BlaBlaCar стартуют от 1,35 тыс. грн.
Таким образом, если планировать свое путешествие заранее, можно гораздо быстрее и дешевле долететь до указанных городов на самолете или доехать на автобусе. Впрочем, в «Укрзализныце» уверены, что новый поезд будет популярен среди пассажиров.
«Да, если бронировать авиабилеты заранее, это может быть дешевле, но без багажа. У нас бесплатная норма составляет 36 кг», — называет конкурентные преимущества железной дороги Крансоштан.
Кроме того, рассказывает представитель УЗ, есть люди, которые по разным причинам отказываются летать, в том числе для них запускается этот поезд.
«Если мы говорим о Беларуси, там довольно крупные города, в которые мы также возьмем пассажира. И вообще практика показывает, что направление Киев-Минск является очень популярным среди пассажиров. Да, есть самолеты, есть автобусы, но от поездов отказываться не стоит », - заявил он.
Экс-заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер также считает, что новый поезд не останется без пассажиров.
«У железной дороги есть свой клиент, который не пользуется другими видами транспорта. Кроме того люди, которые не любят ночевать в автобусе, также выберут поезд. Вот вам две категории, которые точно останутся», — говорит Шульмейстер.
По словам транспортного эксперта Александра Кавы, даже если состав не будет популярным, «Укрзализныця» всегда может направить эти вагоны на другие маршруты, поэтому большого риска в таком решении нету. «Чтобы оценить экономическую целесообразность нужно около полугода, потом можно принимать решение», — объясняет эксперт.
Читайте также: Денег нет: Банкам придется вернуть на рынок дорогие депозиты
Впрочем, в УЗ такой сценарий считают маловероятным. «Рынок большой, пассажиры есть, мы свою долю на рынке видим четко. С первого дня работы над проектом мы наблюдаем большой интерес со стороны туристических компаний и граждан», — заявил Красноштан.
«Абсолютно уверены, что это направление будет популярным. Пессимистический сценарий не рассматриваем», — подытожил он.