Економіка

торговля

Украинцы, похоже, никак не чувствуют регистрируемой экономистами рецессии —они тратят на покупкивсе больше

Украинцы, похоже, никак не чувствуют регистрируемой экономистами рецессии —они тратят на покупкивсе больше
С ростом потребкредитования и снижением девальвационных ожиданий украинцы стали больше покупать

Объем розничного товарооборота в январе-мае 2013 года увеличился на 11,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщила вчера Государственная служба статистики. В номинальном выражении за пять месяцев было продано товаров на общую сумму 324 млрд грн.

По мнению экспертов, опрошенных «Капиталом», основными факторами положительной динамики товарооборота стали рост доходов населения и отсутствие инфляции. В частности, за период январь-апрель 2013 г. рост реальной заработной платы населения составил 10,2 %, когда как уровень инфляции по итогам пяти месяцев — всего 0,2 %. «Рост номинальных доходов практически при нулевой инфляции соответствует реальным доходам. Соответственно, это один из важнейших факторов, который влияет на статистику по розничным продажам», — поясняет экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. «На рост потребительского спроса на непродовольственные товары сказался и отложенный спрос на кредиты. К тому же снизились девальвационные ожидания у населения», — говорит управляющий партнер ИК Elliott Capital Михаил Умников. Он также ожидает роста кредитования во втором квартале. Кредитование будет расти вследствие улучшения финансового положения в банковском секторе страны.

Согласна с ним и начальник отдела анализа рынков аналитического департамента компании Pro-Consulting Серафима Русинович. Если в январе-апреле 2012 г. портфель потребительских займов банков Украины сократился на 1,9 %, то за аналогичный период текущего года данный показатель продемонстрировал рост на 2,3 % до 129,2 млрд грн.

Однако разрыв между темпами роста реальных доходов населения и темпами роста розничного товарооборота увеличивается, что не типично. В связи с чем, по мнению руководителя аналитического департамента ИК SP Advisors Виталия Ваврищука, до конца года показатели должны будут выравнятся. Так, несмотря на рост в январе-мае на 11,6 %, месячные данные по этому показателю ухудшились. Если в апреле прирост составил 70,4 млрд грн, то в мае лишь 68,7 млрд грн. «После устранения сезонного фактора реальный рост в мае был отрицательным в сравнении с апрелем. Здесь, скорее всего, сказался тот факт, что на май пришлись «длинные» праздники и деловая активность снизилась», — отмечает руководитель аналитического подразделения группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Александр Вальчишен.

Эксперты уверены, что во втором полугодии темпы роста розничного товарооборота замедлятся. «Снижение темпов роста неминуемо во втором полугодии, и наверное, в целом по году результат будет ниже 10 %. Розница растет самыми быстрыми темпами из всех секторов экономики. Такое огромное различие в показателях роста не может сохраняться долго, непременно розничный сегмент должен замедляться, чтобы соответствовать темпам роста других секторов», — прогнозирует Ваврищук. Так, по итогам пяти месяцев объем промышленного производства сократился на 5,2 %, объем строительства — на 17,8 %, грузоперевозки — на 6,5 %.

Рост был зафиксирован в сельском хозяйстве на уровне 5,1 %. Кроме того, по данным за январь-апрель на 6,7 % сократился импорт товаров в Украину. «Происходит задержка между импортом и продажами. Вполне возможно, что распродается то, что было импортировано в предыдущие месяцы», — считает Александр Жолудь. Так, продуктовые ритейлеры (продовольственные товары занимают около 40 % в розничном товарообороте) констатируют ухудшение потребительских настроений. «По нашей информации, если и есть рост, то не такой значительный. Ритейлеры говорят о том, что роста нет. В «среднем чеке» уменьшилось как количество товаров, так и его сумма», — отмечает директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама