Украинский рынок телепроизводства в 2013 г. составил порядка $ 100-150 млн. Такую оценку рынку дал генеральный продюсер FILM.UA Group Виктор Мирский.
«Рынок растет. В первую очередь его рост зависит от экономической ситуации в стране и от роста доходов телевизионных каналов как основных заказчиков», — говорит он.
В Украине насчитывается более десяти крупных студий по производству телевизионного контента. Среди них — Star Media, Film.ua Group, PRO-TV, «Истил Студиос», Prima-Film, «Украинская медийная группа», Fresh Production и «Киевтелефильм».
Основными покупателями контента этих продакшен-студий являются украинские медиагруппы. Так, телеканал СТБ сотрудничает со студией «Пилот» (производят для канала часть эпизодов проекта «Следствие ведут экстрасенсы»), студией В. I. K. («Караоке на майдане») и кинокомпаниями FILM UA и Star Media (телефильмы и сериалы).
«Медиа Группа Украина» в прошлом году активно работала с продакшенами «ТелеМир» (цикл программ «Тайный код взломан»), продакшеном Владимира Оселедчика (эрудит-шоу «Самый умный» и программа кулинарных путешествий «Світ на смак»), студией «Телекон» под руководством режиссера Игоря Кобрина (документальный цикл «1941»).
«В настоящее время мы также работаем с продакшен-студией Film.ua и Signal Red, которые снимали для канала проекты «Великие мечтатели» и «История криминалистики», — рассказал «Капиталу» представитель медиагруппы Сергей Товсенко-Забелин.
Сами для себя
Чтобы сэкономить на затратах на покупку контента, украинские медиагруппы в последние несколько лет активно занялись собственным производством.
«Группа стремится производить контент собственными силами, а не закупать у внешних продакшенов», — говорит пресс-секретарь StarLightMedia Ольга Ваганова, добавив, что это позволяет компании контролировать высокое качество проектов, которые обеспечивают группе лидерство на рынке.
По ее словам, именно для этого в конце 2012 г. были созданы две продакшен-студии — StarLight Films и Vavёrka, а на телеканале СТБ было сформировано отдельное творческое объединения по производству сериалов.
$ 2‑3 млн составляет бюджет съемки талант-шоу в Украине
«Программная сетка телеканала построена на крупных проектах (более 20 программ в год), которые производит продакшен телеканала. Эти проекты стабильно собирают показатели выше среднесуточной доли телеканала», — добавляет Виктория Волонтырец, директор департамента внеэфирного промоушена телеканала СТБ.
Напомним, что телеканал транслирует популярные шоу, среди которых «Х-Фактор», «Україна має талант», «Зважені та щасливі» и другие. Как отмечает Волонтырец, уже этой весной в эфире СТБ стартует украинская адаптация известного сериала «Скорая помощь», которую для канала снимает продакшен-компания StarLight Films.
Права на украинскую адаптацию были куплены у компании Warner Brothers. На собственный контент делают ставку и в «Медиа Группе Украина». По словам Сергея Товсенко-Забелина, только в течение 2013 г. телеканал «Украина» произвел более 700 часов собственного телеконтента.
«Это прежде всего такие проекты, как информационные программы «События», «События недели», «События дня», утреннее шоу «Ранок з Україною», социальный проект «Критическая точка», тематическая программа «Великий футбол», — рассказал он, добавив, что в прошлом году телеканал транслировал сериалы собственного производства «Джамайка» и «Поцелуй!».
Сериалы навынос
Чтобы окупить инвестиции, заложенные в производство контента, телеканалы вынуждены искать партнеров по производству либо же покупателя на готовый продукт. «Производить с расчетом только на украинского зрителя достаточно сложно», — утверждает продюсер фильмов и сериалов канала «1+1» Елена Васильева.
Поэтому, по ее словам, сразу после разработки сценария начинаются поиски российского партнера, который либо вступает в производство, либо готов купить уже готовый сериал. Как уже писал «Капитал», медиагруппа «1+1 медиа» (включает телеканалы «1+1», «2+2», «ТЕТ», «ПлюсПлюс», «1+1 International») в прошлом году начала вести активные переговоры о продаже российским телеканалам новых сериалов собственного производства «В сети» и «Мстительницы».
По словам руководителя аналитического отдела компании «Медиа Ресурсы Менеджмент» Артема Вакалюка, российским телеканалам зачастую выгодны предложения украинских коллег. «В Украине экономия достигается в основном благодаря более дешевым кадрам, если сравнивать с Москвой или Санкт-Петербургом», — говорит Вакалюк.
Он добавляет, что продажа собственных сериалов позволит телеканалам полностью компенсировать затраты на их производство. По разным оценкам участников рынка, производство проекта в формате талант-шоу стоит $ 2‑3 млн, сериала из 20 серий — около $ 10 млн. «Но чтобы «отбить» эти затраты, телеканал должен продать свой продукт хотя бы одному «топовому» федеральному каналу для премьерного показа», — добавляет Вакалюк.
Опыт есть
Россия — не единственная страна, которая интересуется украинским ТВ-продуктом. В 2008 г. телеканалу СТБ, который входит в медиагруппу StarLightMedia, удалось продать права на три собственных проекта — «Звездная жизнь», «Моя правда» и «Невероятные истории любви» — эстонскому и латвийскому телеканалам. Кроме того, несколько проектов купил канадский онлайн-кинотеатр для украиноязычных граждан Ethnic Television Network. В прошлом году «Новый канал», также входящий в StarLightMedia, продал первый сезон собственного продукта «Украина Чудес» латвийскому телеканалу TV3+.
Самой «громкой» в Украине стала продажа лицензии на производство телешоу «Майданс», которое транслировал в прямом эфире телеканал «Интер».
Права на адаптацию формата были проданы компании MY Tupelo Entertainment (США), которая презентовала шоу в Лос-Анджелесе американским телеканалам. Права на «Майданс» принадлежат компаниям Star Media, «Студия Квартал-95» и телеканалу «Интер».