Украинцы стали пить меньше водки. В прошлом году было произведено 28 млн дал этого напитка, что на 17,2 % меньше, чем в 2012 г. Об этом свидетельствуют данные Государственной службы статистики.
Для сравнения, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. был зафиксирован прирост производства на уровне 1,6 % — до 33,8 млн дал.
Долю Nemiroff поделили
Лидером рынка с долей 26,1 %, по предварительным данным Госслужбы статистики, стал алкогольный холдинг Global Spirits (торговые марки «Хортиця», «Мороша»), который сместил компанию «Национальные алкогольный традиции» (доля рынка — 25,6 %, ТМ «Хлебный дар», «Козацька рада», «Перепелка» и др.).
Укрепили свои позиции и «Крымская водочная компания» (с 13,5 %, до 14,1 %, ТМ Medoff, «Мерная») и украинская алкогольная компания (УАК) «ОЛИМП» (+1,5 %, до 7,5 %, торговые марки Prime, «Плакучая ива»).
Среди лидеров единственным, кто сократил рыночную долю, стала «Украинская водочная компания Nemiroff». Если в 2012 г. она контролировала 13,3 % рынка, то в 2013 г. только 9,1 %, свидетельствуют данные Госстата.
Как уже ранее писал «Капитал», «Украинская водочная компания Nemiroff» осенью на полтора месяца останавливала производство из-за корпоративного конфликта между акционерами.
Цена всему виной
Рост цен на водку и увеличение импортной продукции привело к сокращению производства, уверены опрошенные «Капиталом» эксперты. По словам руководителя исследовательской компании AlcoMarketReport Людмилы Ожиговой, за последние пять лет акциз на водку и ликеро-водочные изделия вырос более чем вдвое, до 49,49 грн за литр 100 %-го спирта.
на 17,2 % снизилось производство водки в 2013 г.
«Мы вынуждены повышать стоимость водки, поскольку постоянно растет ставка акцизного сбора, и, как следствие, увеличивается МРЦ. Сравните, в 2009 г. минимальная розничная цена за бутылку 0,5 л составляла 17,96 грн, а в марте 2013 г. — 30,10 грн!» — сетует генеральный директор УАК «ОЛИМП» Юлия Самойлова. Она отмечает, что нижний сегмент, на который еще в 2008 г. приходилось более 50 % продаж, сейчас просто нивелировался. «Сегодня окончательно установилась наиболее емкая ценовая ниша — 32‑35 грн / 0,5 л, на которую приходится более 60 % общих продаж», — констатирует эксперт.
Потребители ищут возможности сэкономить средства и начинают делать выбор в пользу дешевых и часто нелегальных продуктов, качество которых весьма сомнительно, сетует председатель совета директоров Крымской водочной компании Джонатан Вейл.
По данным ассоциации «Укрводка», уровень теневого рынка достиг 40‑45 %.
Креатив в помощь
Сокращение производства заставит производителей находить новые возможности для развития своего бизнеса, отмечает директор по связям с общественностью «Крымской водочной компании» Виталий Мильничук. По словам генерального директора Украинской торговой ассоциации Игоря Кишко, такими инструментами могут стать акционные предложения на этапе развития нового бренда или же вывода с рынка старой торговой марки.
Людмила Ожигова констатирует, что рынок насыщен и переломить падающее потребление производителям вряд ли удастся, поэтому им придется дифференцировать портфель в пользу других продуктов — вин, коньяка.