Государственное космическое агентство Украины разработало законопроект «О государственном регулировании в сфере спутниковой навигации». Как стало известно «Капиталу», в конце прошлой недели документ поступил на согласование в Государственную службу по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.
Согласно законопроекту, в Украине появится государственная система спутниковой навигации — сеть находящихся в госсобственности станций приема информации со спутников. На базе этой сети будут предоставляться услуги для государственных нужд — безопасности и обороны, охраны правопорядка, транспортной отрасли. Распоряжаться этой сетью будет специальное ведомство — государственный оператор спутниковой навигации, назначенный Государственным космическим агентством. Чтобы выполнять государственные специальные заказы, провайдеры навигационных услуг должны будут заключить договоры с этим оператором.
Регулирование в этой сфере также предлагается проводить путем формирования госзаказа на навигационное оборудование. Участвовать в конкурсах на их поставку смогут предприятия всех форм собственности. Компаниям, выпускающим продукцию по госзаказу, могут предоставляться государственные гарантии по погашению кредитов коммерческих банков, полученных для производства навигационной аппаратуры.
Сегодня основным поставщиком навигационного оборудования для украинских государственных предприятий сейчас является компания Benish GPS Ukraine. Компания внедрила свою систему спутниковой навигации в Государственной таможенной службе и Государственной автомобильной инспекции. Услугами компании также воспользовались «Киевпастранс», «Укрзалізніця», «Укрпошта».
Как рассказал «Капиталу» заместитель начальника управления ГКА Украины Николай Демиденко, в Украине опыт собственных разработок и серийного выпуска навигационной аппаратуры потребителей имеет только ГП «Оризон-Навигация». Однако, по его мнению, необходимой производственной базой для выпуска специальной навигационной аппаратуры в объемах, удовлетворяющих государство, обладают многие предприятия ГКА и Минпромполитики. «Правильно сформированный госзаказ может дать хороший толчок в развитии этого направления», — считает он. Оснастить навигаторами планируется кареты скорой помощи, автомобили милиции и другие объекты, от которых зависит скорость реакции на аварийные и чрезвычайные ситуации.
Компании, оказывающие платные навигационные услуги частным структурам или населению, согласно законопроекту, должны будут пройти сертификацию. Порядок сертификации, в случае принятие законопроекта, будет определен отдельными подзаконными актами.
Качество всех услуг (к примеру, точность определения местоположения или достоверность информации), которые предоставляются в Украине на базе глобальных навигационных систем, таких как GPS, ГЛОНАСС или Galileo, будет контролировать государственный оператор спутниковой навигации.
«Если оборудование будет выбираться для таких важных объектов, как скорая или милиция, то конечно государство должно заботиться о качестве навигационного оборудования. И это было бы хорошо, если бы компании получали такой сертификат о соответствовали всем государственным требованиям», — говорит руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «Визиком» Екатерина Кущ. Вместе с тем она считает, что пока нет конкретного перечня технических условий, говорить о пользе такой сертификации рано. «Ведь может так случиться, что некоторое оборудование вообще окажется под запретом», — считает она. Если требования к аппаратуре будут аналогичны тем, по которым сейчас работает «Оризон-Навигация», то соответствовать им не сможет ни один другой производитель, говорит директор департамента автомобильной навигации компании «Навионика» Игорь Никончук. «Ввозимые в Украину навигаторы совершенно другие», — говорит он. Один из руководителей компании GPSgrad, которая занимается разработкой навигационных решений, рассказал «Капиталу», что сертификация оборудования может привести к его удорожанию. «Эти сертификаты, скорее всего, будут выдаваться только некоторым производителям и на небольшой срок, за продление которого придется платить», — считает он.
Николай Демиденко добавляет, что массово ввозимая в Украину иностранная навигационная аппаратура и неограниченность ее использования не обеспечивает необходимую точность и надежность. Сейчас 25 % украинского рынка контролирует российская компания Prestigio. Массово продаются устройства китайских производителей GoClever и Tenex, однако их доли неизвестны. По данным GFK Ukraine, в 2012 году в Украине было реализовано почти 150 тыс. GPS-навигаторов на сумму 141 млн грн.