Мобильный оператор «МТС Украина» интегрировал в свою структуру сети «Комстар Украина». Об этом «Капиталу» сообщила начальник отдела по связям с общественностью компании МТС Виктория Рубан.
Поглощение вместо продажи
Во вторник Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации в связи с реорганизацией компании переоформила «Комстару» разрешение на использование 15 тыс. номеров в Киеве и 10 тыс. — в Одессе. Согласно Единому госреестру, украинский «Комстар» как юридическое лицо был ликвидирован в декабре минувшего года.
«Комстар Украина» — бывшее дочернее предприятие российского «Комстара» — работала в Одессе с 1996 г., будучи одним из самых старых частных операторов Украины. В октябре 2009 г. МТС объявила о покупке контрольного пакета акций «Комстар Украина», и в 2010 г. начался процесс ребрендинга компании. В конце 2011 г. «Комстар Украина» совместно с МТС запустила в Киеве первый участок сети проводного скоростного интернета для коммерческой эксплуатации.
Компания также предоставляет услуги в Ильичевске (Одесская обл.). Сегодня у этого подразделения около 18 тыс. абонентов, из них примерно 7 тыс. пользуются IPTV —услугой интерактивного ТВ. С адреса comstar.ua посетители перенаправляются на сайт МТС.
«Комстар Украина» сейчас приносит менее 0,5 % дохода от общего оборота МТС в Украине. В 2012 г. показатель составил 9,7 млрд грн. Таким образом доход «Комстара» не должен превышать 48 млн грн в год.
0,5 % дохода приносит компании МТС направление интернет-доступа к интерактивному ТВ
Примечательно, что в сентябре 2013 г. на встрече с журналистами генеральный директор «МТС Украина» Иван Золочевский заявил, что оператор собирается продать «Комстар».
«Этим бизнесом должны заниматься другие, мы предпочитаем сосредоточиться на мобильной связи», — отметил он. По словам топ-менеджера, осенью велись предварительные консультации с потенциальными покупателями на этом рынке. Директор киевского интернет-провайдера «Триолан» Вадим Сидоренко оценивал «Комстар» в 32 млн грн.
Но ближе к концу года ситуация изменилась. Как рассказала вчера Виктория Рубан, найти покупателя так и не удалось. В результате МТС придется поддерживать непрофильный для нее бизнес. О дальнейшем расширении присутствия оператора на массовом сегменте интернет-рынка речи пока не идет, указала представитель компании.
Интернет-рынок не созрел для МТС
Еще в 2012 г. «МТС Украина» завершила все переговоры о возможной покупке с несколькими десятками региональных операторов проводного скоростного интернета в Киеве, Днепропетровске, Одессе, Донецке, Крыму.
По словам Рубан, рынок интернет-доступа в Украине еще не консолидирован. На нем есть много серых игроков, которые не платят налоги и устанавливают низкие расценки на услуги, поэтому в этой сфере сложно конкурировать честными методами и инвестиции в итоге окупить весьма проблематично, подчеркнула она. «Но мы готовы вернуться к рассмотрению возможности о работе на этом рынке, как только он станет более зрелым. Возможно, какие‑то компании проведут на нем консолидацию. Тогда мы сразу там появимся», — отметила эксперт.
Три претендента
В Украине сейчас есть как минимум три игрока, которых можно назвать основными скупщиками активов. Во-первых, это компания «Воля», которая почти ежегодно приобретает крупного оператора.
За последние годы объектами ее поглощения стали днепропетровский «Фальстап» и западноукраинская «Одеко». А в конце 2013 г. компания скупала небольших операторов Киевской области.
«Датагруп» также постоянно скупала активы, и этот процесс продолжится. Ее акционеры вложили в компанию в конце 2013 г. дополнительно 160 млн грн. Как рассказала «Капиталу» директор департамента маркетинговых коммуникаций «Датагруп» Екатерина Машевская, привлеченные средства компания собирается инвестировать в модернизацию и развитие сети.
Кроме того, руководство «Датагруп» не исключает покупку других игроков в этом году. И наконец, третий возможный претендент-консолидатор — это группа компаний «Триолан». Сейчас она уже работает в 13 украинских городах, а в 2012‑2013 гг. практически не расширяла свое присутствие в новые регионы.
Для консолидации с более крупным игроком этот актив остается малоприемлемым из‑за большого количества юрлиц и сложной структуры собственности группы.