Среди лучших исполнителей академической музыки немало тех, кто построил серьезные отношения с джазом. Российский пианист Вадим Руденко, например, снискал признание интеллигентной манерой игры и вкусом. Что обусловлено живым отношением к хорошо изученному стилю.
Закономерно, что в киевской филармонии Руденко выступает не с эстрадно-симфоническим оркестром, а с вверенным маэстро Владимиру Сиренко Национальным симфоническим.
В программе три масштабные композиции: «Симфонические танцы» из мюзикла Леонарда Бернстайна «Вестсайдская история» (1957), джазовая Сюита для фортепиано с оркестром Александра Цфасмана (1945) и «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа Гершвина (1924).
Расстановка произведений в обратном порядке знаковая, а в подборе и географической линии США — СССР — США заложена особенная драматургия. Солист и дирижер словно приглашают проследить родственные связи джаза и классики от периода, когда американцы усвоили уроки академического сочинительства, до момента, когда в начале ХХ века выпускники европейских консерваторий, эмигрировав в Штаты, увлекли аборигенов большой музыкой Старого Света.
«Обучаясь» у европейских коллег, джазовые авторы за два-три десятилетия постигли каверзы обращения с симфоническим оркестром и одолели премудрости масштабных жанров: виртуозной рапсодии (как у Ференца Листа), разнохарактерной сюиты (как издавна у Иоганна Себастьяна Баха и позже почти у всех авторов балетной, театральной и киномузыки), симфонических танцев (как у Сергея Рахманинова).
«Rhapsody in Blue» — дебютное крупное сочинение Гершвина, написанное по предложению Пола Уайтмена. Первый никак не мог завершить «Рапсодию», а второй наседал на композитора и по совместительству пианиста, покуда до репетиций не осталось пять недель. Гершвин придумал общую конструкцию опуса, затейливые ритмы и запоминающиеся мелодии, а поскольку каждый раз, садясь за рояль, импровизировал свою сольную партию, ноты опубликовали лишь через восемнадцать лет. С тех пор его так и играют.
В 1945‑м «Rhapsody in Blue» впервые прозвучала в Большом зале Московской консерватории в исполнении уникального пианиста Александра Цфасмана и его джаз-оркестра. Сам Цфасман в конце того же года представил жизнерадостную оркестровую Сюиту из четырех частей: волшебных «Снежинок», «Вальса», «Польки» и «Быстрого движения», этакого «полета шмеля», в котором солисту буквально некогда вздохнуть.
Леонард Бернстайн в эти годы был ассистентом дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, за пульт которого в 1958 г. встал уже в качестве главного дирижера, как раз закончив работу над «Вестсайдской историей». К этому времени он успел создать также две симфонии и оперу — не удивительно, что партитура мюзикла о противостоянии уличных банд с отсылом к шекспировским «Ромео и Джульетте» просто блестяща, а оркестровые танцы показывают это как нельзя лучше.