Специалист по маркетинговым исследованиям крупной FMCG-компании Зоя Андриец-Бьянки уже четвертый год живет и работает в Швейцарии. Примерно столько же времени она увлекается горными лыжами. Еще до начала горнолыжного сезона Зоя спешит забронировать гостиницы и шале на зимних курортах Швейцарии или соседней Франции. Спрос на лучшие места настолько высок, что многие любители лыж и сноубордов стараются выкупить номера еще осенью. К слову, лыжный сезон на большинстве курортов стартует с конца декабря и длится до апреля. «Один из вариантов размещения на горнолыжных курортах — в домах у людей, которые в сезон частично сдают свое жилье. При этом сами живут там же. Так что вы на какое‑то время становитесь частью этой семьи. Прелесть в том, что это полное погружение в жизнь страны или конкретного региона — от кухни до традиций и обычаев», — объясняет Зоя Андриец-Бьянки. Все это напоминает Карпаты, где запросто можно снять половину домика у местного жителя. С той только разницей, что европейские бабушки и дедушки, которые берутся за такой бизнес, очень серьезно относятся к ублажению своих постояльцев, включая приготовление еды и организацию развлечений. Впрочем, сценарии отдыха в чужом европейском доме бывают разными.
Дремучая глубинка
Есть несколько вариаций размещения у жителей курортов. Справедливости ради стоит отметить: часто среди них попадаются очень даже молодые хозяева. Так что «бабушки и дедушки» — весьма условное понятие.
Сценарий домашнего размещения номер один — попроще. Это фактически Bed & Breakfast (кровать и завтрак) в доме у семьи. Хозяйкой одного из домов с подобной системой является владелица шале Les Sapins Bleus Биргит Хоспер. Ее дом находится в швейцарских Альпах. По словам Биргит, поселиться в нем можно лишь в лыжный сезон — с декабря по апрель. При этом она не предлагает своим гостям какой‑то экстра-сервис — все ограничивается завтраками и приятной семейной атмосферой. «Мы даже не разрешаем постояльцам готовить на нашей кухне. Исключение — семьи с маленькими детьми», — отмечает Биргит Хоспер. Такая строгость присуща далеко не всем домам — большинство хозяев все же разрешают гостям использовать свою кухню по назначению.
Более сложный вариант предполагает проживание в сердце какого‑нибудь горнолыжного курорта с полным пансионом и личным экскурсоводом в виде члена семьи. Важное условие — лыжная инфраструктура должна быть в пешей доступности. Именно так свой отпуск планирует провести региональный менеджер Райффайзен Банка Аваль Александр Щербаха. Минимум три раза в год он ездит кататься на лыжах. «В Украине у бабушек и дедушек я останавливался. В Грузии — тоже. Это не просто дешевле, чем в гостинице, минимум в два раза — это еще и очень интересно. Грузинский опыт — гостеприимство, кухня, горы, люди и впечатления — незабываем, намереваюсь все это повторить. Хотелось бы пожить так еще и в австрийских Альпах», — говорит Александр.
Третий сценарий — дремучая глубинка. Жизнь посреди леса недалеко от какого‑нибудь курорта или в горах на полном пансионе у хозяев жилища, поскольку ни ресторанов, ни супермаркетов неподалеку просто нет. Директор по развитию бизнеса FILM.UA Катерина Вишневская в январе текущего года с друзьями побывала в испанском горном средневековом городке Сюрп, что на высоте 1600 м. Население его крохотное — всего 24 человека. Двое из них — Мариано и его супруга. «Пару лет назад у Мариано был свой ресторан в Мадриде с мишленовской звездой, что свидетельствует об отличной кухне заведения. В какой‑то момент они с женой решили купить недвижимость в горах и организовать новый бизнес — отельно-ресторанный. Правда, не в классическом представлении», — рассказывает Катерина.
В этом отеле-доме она поселилась с компанией друзей. Специально для них завтраки, обеды и ужины готовил признанный шеф — упомянутый Мариано. «Можно было заказывать обычное меню или же, к примеру, ужин гурме — из шести блюд. Мариано все готовил при нас. Разрешалось подходить, спрашивать, учиться», — делится впечатлениями Вишневская. Помимо кулинарных изысков, хозяева предлагали и развлечения — прогулку на лошадях, спа-процедуры, поездку на древнюю винодельню, которая располагалась в километре от домика, а также поход на сыроварню Сюрпа. «Перечень услуг был шире. Это лишь то, чем воспользовались мы», — отмечает Вишневская. Она же уверяет, что это совершенно необычный отдых — идеальный для тех, кто решил избежать суеты горных курортов. «Кому‑то подобный досуг может показаться скучным, но нам было интересно. Правда, нескольких дней было вполне достаточно. Сложно, конечно, представить, как там можно жить постоянно. Но хозяевам нашего дома там, по‑видимому, очень нравится, ведь уезжать они не собираются», — заключает путешественница.
Законы гор
В каждой семье свои правила. Так что если уж решили пожить в горном домике с его обитателями, придется считаться с местными правилами и ограничениями. Например, некоторые хозяева, как и упомянутая Биргит Хоспер, не разрешают постояльцам готовить еду на своей кухне. Поэтому, если есть такое желание, лучше оговорить это заблаговременно. Еще одно возможное ограничение — «русским вход воспрещен». Причем, «русские» — это все русскоязычные, а не только россияне. «Мы стараемся избегать в нашем доме русских из‑за их дурной славы. Поэтому просто отказываем желающим. Один раз рискнули и приняли у себя украинскую пару. Они оказались очень приятными людьми», — признается одна из владелиц горного шале во Франции. Некоторые хозяева даже проводят своего рода кастинг на тему «почему вы хотите остановиться именно в нашем доме?». Ответить нужно в виде краткого эссе на предложенную тему, где описать все предполагаемые прелести жизни в частном домике в горах. Что‑то вроде «всегда мечтал, друзья были и рассказывали о красотах местности» и все в таком роде. К слову, для написания письма, а также для общения с семьей нужен как минимум английский. Лучше — язык избранной страны. В мире горных лыж это, как правило, французский, немецкий, итальянский. Некоторые требования могут быть довольно эксцентричными. Для австрийцев, к примеру, значение может иметь научная степень. Так что не стоит стесняться звания доктор или кандидат наук (у них это тоже звучит как «доктор»).
Кто‑то скажет: слишком много ограничений и усилий лишь только для того, чтобы поселиться в чьем‑то доме. Однако семей, которые устанавливают жесткие ограничения, не так уж много. К тому же, такого рода отдых ни один отель не предложит. Ведь тут тебе и колорит местности и быта аборигенов, и крошечные производства напитков и продуктов — лимитированные партии вина, сыра, мясных деликатесов, которых нигде больше не попробовать. Так что принятие правил — это своего рода цена эксклюзивного отдыха. Отыскать такие предложения, к слову, не так уж просто. На привычных многим путешественникам booking.com или tripadvisor.com хозяева редко размещают объявления об аренде жилья. Тут поможет сарафанное радио, иногда — социальные сети, а также квартирные сайты, которые предполагают общение с владельцами напрямую. Например, airbnb.com. Иногда подобные дома рекомендуют официальные сайты конкретных горнолыжных курортов.
В любом случае попробовать пожить в хозяйском доме определенно стоит, утверждают бывалые. Более того, по их заверениям, такой вид досуга может даже войти в привычку.