В 2018 году заробитчане ввезли в Украину около 11 млрд долларов США.
И хотя такие оценки являются очень примерными и основываются на обработке данных о заработках украинцев за рубежом, на результатах опросов и некоторых, довольно серьезных исследований, они говорят о довольно большом вкладе наших граждан в экономику и платежный баланс государства Украина.
Не раз видел отрицательные оценки увеличения оттока трудовых ресурсов из Украины. Действительно, если бы граждане работали на местный бизнес, то своим трудом они могли бы сделать куда больший вклад в ВВП, однако сами зарабатывали бы меньше. С позиции "советского понимания" трудовой стоимости, такая аномалия, когда часть трудовых ресурсов покидают родину, не имеет двойных трактований, и однозначно заслуживает негативной оценки. Не в восторге от данной ситуации фискальные органы и органы социального обеспечения, поскольку часть трудоспособного населения не платит социальных взносов в Украине, и платит налоги в той стране, в которой трудится. Для властей высокий уровень занятости населения за рубежом является очень неудобным фактором, отрицательно влияющим на выполнение планов по сборам в бюджет и фонды социальной защиты.
Однако я предлагаю посмотреть на аномально высокий уровень занятости украинцев за рубежом с другой стороны. Какая сегодня альтернатива заробитчанству для украинцев: пополнить ряды безработных или пойти на низкие зарплаты и вечно вакантные места в бюджетный сектор? За 2014-2015 годы Украина по разным оценкам потеряла приблизительно четверть экономики и потери эти были непропорциональны потерям населения (проживающего на территориях, неподконтрольных Украине). Если в 2014 году на одного украинца приходилось 4040 долларов США номинального ВВП, то в 2016 году - только 2186 долларов США.
Поэтому безвиз для украинцев пришелся весьма кстати: чем бедствовать или бездельничать в Украине, экономически активному населению дали возможность заработать за рубежом. Конечно, такая ситуация не могла не отразиться на официальной статистике по безработице. Данные Госстата, можно сказать, "радовали глаз". Так, по итогам первого квартала 2018 года безработица составила 9,7%, по итогам первого полугодия - 8,9%, а по итогам 9 месяцев 2018 года - уже 8,6%. И во лжи тут Госстат уличить сложно. Экономика росла, а доля официально зарегистрированных безработных действительно снижалась, поскольку кто-то находил работу, а кто-то уезжал за рубеж.
Официальная статистика Госстата наглядно показала, что безвиз и относительно простой способ достучаться до работодателей в странах ЕС позволил Украине избежать тяжелых социально-экономических последствий при катастрофическом падении масштабов экономики и экономической активности в 2014-2015 гг. Однако у такой "отдушины" могут быть свои коварные последствия.
Эмигранты продолжают пересылать в Украину часть своих заработков, пока тут находятся их семьи, или же если они работают за рубежом вахтовым методом. Как только уровень доходов или получение официального статуса позволят заробитчанам перевезти свою семью поближе к месту работы, денежный поток в нашу страну начнет иссякать. И причин для беспокойства здесь немало. Например, Венгрия, Румыния и Болгария довольно активно раздают гражданство по национальному признаку, в Польше, Чехии и странах Прибалтики не так уж и сложно получить официальный вид на жительство. Так что эффект социальной подушки может продлиться еще пять, ну максимум семь лет, после чего денежные потоки от экономически активных граждан, работающих за пределами Украины, пойдут на спад.
Конечно, сравнительно высокий уровень оплаты труда в ЕС манит туда украинцев. В сравнении с Польшей, Венгрией или Чехией ни одна из стран СНГ не в состоянии предложить Украинцам более высокий уровень оплаты труда.
К примеру, сегодня профессор в государственном польском ВУЗе получает оклад в сумме около 2000 евро в месяц (более 60 000 грн), оклад же профессора государственного ВУЗа в Украине составляет примерно 300-400 евро. Но вопрос не только в разнице окладов, но еще и в размере учебной нагрузки. Польского профессора нагружают окладом примерно за 300 часов в год, в Украине профессору нужно отработать вдвое больше - 600 часов. В итоге мы получаем разницу по оплате между Польшей и Украиной примерно в 10 раз.
Если проанализировать разницу в оплате труда в Польше и в Украине в разрезе наиболее популярных специальностей, то наименьшей такая разница будет в профессиях, которые не требуют большой квалификации. А вот наибольшая разница в оплате труда будет наблюдаться там, где требуются специальные знания, навыки и (или) длительное обучение.
Мое экспертное мнение таково, что для Украины в краткосрочном периоде является благом то, что на рынке труда стало меньше каменщиков, кафельщиков, сварщиков, плотников или водителей. Государство дало этим людям возможность или хотя бы не препятствовало тому, чтобы заработать за рубежом, и когда наша экономика будет готова, эти люди смогут вернуться. Однако настоящая трагедия, когда из страны происходит "эмиграция мозгов". Задумывался ли когда-либо читатель, сколько стоит подготовка авиационного эксперта с военным уклоном, профессора со специализацией на социально-общественных науках, врача хирурга или фармацевта? Эти затраты объективно несопоставимы со стоимостью подготовки специалистов рабочих специальностей, как и эффект от занятости квалифицированных кадров.
Экспертная среда сейчас активно живет идеей концепции "сглаживания зарплат". Действительно, миграция неквалифицированных кадров в ту же Польшу привела к тому, что в 2017-2018 гг. даже официальные средние з/п подтянулись к болгарским и польским, и росли довольно приличными темпами. Скажем, если рабочий на стройке в Кракове получает 20-25 тыс. грн в месяц, а такой же парень в Харькове около 15 тыс. грн, то особенного смысла ехать за длинным злотым в Краков нет, поскольку миграция также имеет свою цену. Заробитчанину нужно где-то жить, у него повышенные транспортные расходы, его расходы на питание могут быть больше, чем в Украине и т.д. В конце концов, расставание с семьей - также немаловажный фактор. Новую волну миграции рабсилы из Украины может сейчас открыть только Германия, где зарплаты примерно в 2 раза больше польских, но и языковой барьер там выше. А вот по квалифицированным кадрам, к сожалению, "сглаживание зарплат" пока не работает и "мозги" медленно, но уверенно продолжают утекать из Украины, хотя официальная статистика этого и не показывает.
Думаю, что в ближайшие 3-4 года Украина достигнет своего потолка выгод от трудовых мигрантов. Рынок труда ЕС, конечно, велик, могуч и в отдельных странах уступчив, показывая готовность принимать наших квалифицированных мигрантов. Однако, во-первых, через 5-7 лет нынешние трудовые мигранты из Украины могут стать гражданами этих стран и утратят необходимость осуществлять переводы в Украину. Во-вторых, экономики наших стран-соседей из ЕС не могут расти вечно. МВФ уже снизил прогноз роста экономики ЕС на 2019 год с 1,8% до 1,6%. Более того, наши ближайшие соседи по Евросоюзу в Восточной Европе зависимы от субсидий из бюджета ЕС, а это значит, что рост их экономик в некоторой степени зависит от отношений их национальных правительств с Брюсселем.
Кроме "потолка выгод" есть еще два чувствительных момента для правительства. Обложить налогом доходы заробитчан будет очень сложно. Почти со всеми странами-соседями у Украины уже есть соглашение об избежании двойного налогообложения, а поскольку ставки в той же Польше не ниже украинских, то все, чего могут добиться украинские власти, - получать пачками нулевые налоговые декларации и злить заробитчан необходимостью их заполнения.
Другое дело - изменение системы социальной защиты. Украина, как оказалось, еще живет понятиями эпохи "развитого социализма". В стране могут претендовать на социальные выплаты люди, и дня не платившие взносы в Пенсионный фонд (например). Скорее всего, уже после выборов 2019 года мы увидим попытку властей реформировать систему социального обеспечения, более строго увязав объемы будущих выплат с объемами уплаченных взносов. Такой подход значительно разгрузит не только ПФУ и Соцстрах, но и, вероятно, не понравится избирателям.
В сухом остатке, я не считаю, что заробитчане - это постыдное явление для Украины. Выезд граждан на заработки на законных основаниях и финансовые потоки от них в Украину - это не есть благо, но альтернатива, лучшая чем авральная безработица и рост социальной напряженности. Другое дело, что долго так продолжаться не может, и у Украины есть 5-7 лет, чтобы все же занять трудоспособное население внутри страны. 20-25 тыс. грн для разнорабочего в Польше и 50-60 тыс. грн в Германии - это, к сожалению, не предел конкурентных зарплат со стороны стран ЕС. Квалифицированной рабочей силе предлагают и будут предлагать больше. И если зарплаты для неквалифицированных работников еще можно выровнять, так как существует фактор затрат на саму миграцию и языковой барьер, то "утечка мозгов" является для Украины вызовом ближайшего десятилетия. Пока же заробитчане в основной своей массе должны быть лишены антипатии к правительству, впрочем, я могу ошибаться. В любом случае, было бы интересно посмотреть реальные настроения нашего украинского электората за рубежом уже по итогам выборов.