Пройдет неделя-две и о скандале с Гладковским все забудут. Его увольнение стало маленькой победой. Но это точно не хэппи-энд. Ведь подобные громкие скандалы случаются из года в год.
Достаточно вспомнить конец 2016 года, когда в парламенте даже создали рабочую группу для проверки контрактов концерна «Укроборонпром». И как там эта группа? Каковы ее результаты?
Вечно так продолжаться не может — хитрый враг у наших ворот. «Дело Гладковских» — это не просто история про тройку мажоров, которые наживались на ремонте армии.
Оно разоблачает абсолютно устаревший неповоротливый и пассивный государственный аппарат, регулирующие, контролирующие и многочисленные правоохранительные органы которого даже во время войны не могут заставить себя бороться с продажей национальных интересов.
Старшее поколение любит вспоминать, как в начале 90-х под вечер пустели улицы, потому что люди спешили на просмотр очередной серии латиноамериканского сериала «Просто Мария». Нечто подобное происходило в течение последних нескольких недель, когда команда Дениса Бигуса рассказывала о невероятных приключениях «мальчиков», так называемых друзей Гладковского-младшего, на бронетанковых заводах.
Впрочем, хороший сюжет почти всегда продолжается сиквелом. Тем более, что рядом с ООО «ОптимумСпецДеталь», на котором делал «деньги» сам Гладковський-младший, в различных криминальных эпизодах упоминается еще одна фирма со сложным названием — ООО «СистемИнжинирингМенеджмент». Последняя неоправданно осталась без должного внимания.
В мае 2016 Государственная аудиторская служба завершила ревизию Харьковского бронетанкового завода. Тогда друзья- «мальчики» впервые «наследили» благодаря беспечности генералов.
Дело было так. На складе бронетанкового завода хранились комплектующие для военной техники, которые принадлежали Министерству обороны. О том, как халатно чиновники в погонах относились к государственному имуществу, говорит вот такой отрывок из акта аудиторов: «Договоры по ответственному хранению техники министерства обороны не заключены. Вследствие незаключения договоров государственным предприятием „ХБТЗ“ понесены расходы, не возмещенные министерством, на сумму 1,9 млн грн».
Отсутствие реального контроля за запчастями со стороны подопечных Степана Полторака привело к тому, что эти запчасти оказались в собственности частных фирм. А менеджмент Харьковского бронетанкового завода заплатил 14,2 миллиона гривен за закупку этих самых запчастей для ремонта техники Минобороны. То есть по факту, деньги Министерства обороны были уплачены за комплектующие, которые раньше и так принадлежали министерству.
В «схеме» дельцы использовали следующие фирмы:
ООО «Спецбудпостачання»,
ООО «Укртехмед»,
ООО «Делюкс ЛТД»,
ООО «СистемИнжинирингМенеджмент» (для более простого восприятия, сократим ее название до «СИМ»),
ООО «Оптимумспецдеталь», руководителю которого Андрею Рогозе, компаньону Гладковского-младшего, после громкого скандала сообщили о подозрении в неуплате налогов и хищении около 30 млн гривен.
Интересно, что аудиторы не стали прятать «схему». И сразу оповестили о махинациях НАБУ и финмониторинг. Однако это не помешало дельцам и дальше зарабатывать.
Вторая история, в которой ООО «СИМ» пересекается с ОООшкой «мальчиков»-мажоров, фирмой «Ренал», повторилась в мае 2017 года.
В июне 2017 года на электронной площадке SmartTender Харьковский бронетанковый завод объявил конкурентные торги на закупку 4-х люков к танкам Т-80. Максимальная стоимость одного люка 2,6 млн гривен.
На торги пошли несколько фирм: ООО «СистемИнжинирингМенеджмент», ООО «Прайм Полимер» и ООО «Фирма «Ренал».
Последняя фирма предложила самую низкую цену — 2,32 млн грн за люк. Правда, в последний момент не смогла предоставить паспорт на изделие. Поэтому право на освоение денег перешло более дорогому ценовому предложению в 2,35 млн грн за люк — от ООО «СИМ», с которым и заключили соглашение.
Впрочем, как отмечено в письме концерна в НАБУ, в дальнейшем с поставкой люков на общую сумму 11,28 млн грн (с НДС) начались происходить странные метаморфозы.
Во-первых, сама якобы конкурсная закупка люков вызывает сомнения. Тендер был объявлен в апреле 2017 года. Хотя только в октябре того же года был подписан документ, который свидетельствовал отсутствие люков на танках, а затем и необходимость их закупки. То есть товар закупили еще до того, как официально определили потребность в его закупке.
Во-вторых, на поставленную продукцию в конце концов также не нашлось ни паспортов, ни гарантии.
В-третьих, департамент безопасности завода зафиксировал махинации с люками в журнале заезда/выезда автомобильного транспорта. Кто-то переделывал в журнале сведения об авто и дату, когда якобы завозили закупленные люки.
И это при том, что параллельно за аналогичный товар на рынке поставщики просили по 1,2 млн грн (с НДС) грн за люк. То есть в целом стоимость люков от ООО «СИМ» была завышена на 6,48 млн грн.
Такие астрономические цифры, похоже, удивили даже чиновников «Укроборонпрома», которые через полгода решили рассказать историю с люками в письме НАБУ.
Все это вместе подтолкнуло юристов концерна заподозрить, что менеджеры ХБТЗ в сговоре с чиновниками в погонах взяли люки с бесхозных запасов Минобороны.
Кроме того, в открытых источниках есть по крайней мере еще одно упоминание о том, как ООО «СистемИнжинирингМенеджмент» использовали для "обнала«и на других заводах.
В феврале-марте 2017 Харьковский приборостроительный завод им. Т. Шевченко сбросил 21 млн. гривен на несколько фирм через ООО «СИМ» за фиктивную поставку запчастей.
Коррупция в обороне опасна тем, что никогда не знаешь, кто погибнет от ее последствий. На фоне других скандалов совершенно забылись пресловутые минометы «Молот». А зря.
Расследование по минометам продолжаются. Открываются новые потрясающие факты. Государственная фискальная служба изучила контрагентов столичного завода «Маяк», который изготовил скандальные «Молот», и опять же обнаружила пул фирм с признаками фиктивности, сотрудничество с которыми ставит под сомнение качество самих минометов. Среди них и ООО «СистемИнжинирингМенеджмент».
Военная прокуратура уже подсчитала официальные убытки для государства от такого сотрудничества — 7,2 миллиона гривен.
«Во время поставки в военную часть А4559 (пгт. Оржив Ровенской области) у части минометов выявлены технические недостатки, а часть во время непродолжительной эксплуатации вышла из строя. По результатам дефектации установлены конструкторские недостатки, которые несовместимы с дальнейшим использованием минометов», — говорится в судебных материалах.
К слову, у самого завода «Маяк» весь бизнес-план производства минометов полетел в тартарары. Основной подрядчик — Старокраматорский машиностроительный завод, который изготавливал комплектующие к «Молоту», сейчас активно судится с «Маяком» из-за нарушения порядка приема товара. Осенью 2018-го суд обязал завод «Маяк» выплатить 1,7 млн грн задолженности за поставленный товар.
"Досудебным расследованием установлено, что в соответствии с условиями государственного контракта, заключенного между Министерством обороны Украины и ПАО «Завод «Маяк» в воинские части Вооруженных Сил Украины поставлены возимые минометы калибра 120 мм М120-15 «Молот», стоимостью 483 тыс. грн. за единицу.
Контроль выполнения ПАО «Завод „Маяк“ условий государственного контракта осуществляли должностные лица 5277 военного представительства Министерства обороны Украины, которые небрежно отнеслись к своим должностным обязанностям по контролю за поставкой продукции, в результате чего бюджетные средства использованы ненадлежащим образом, чем нанесен существенный вред государству в виде денежных средств в размере 7,2 млн. грн », - свидетельствует их материалов дела минометов «Молот».
С 2015 года ООО «СистемИнжинирингМенеджмент» получила от двух десятков заводов концерна «Укроборонпром» более 400 млн гривен за поставленные запчасти.
Фирма имеет сайт, позиционирует себя как разработчик и производитель. Руководит ООО «СИМ» Андрей Палехин, который до этого управлял ликвидированным государственным предприятием «Конструкторское бюро специальной техники».
В том же 2015 году председатель парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Сергей Пашинский лично благодарил ООО «СИМ» за разработку нового миномета «Верба». На любые вопросы по уголовным производствам против себя в ООО «СистемИнжинирингМенеджмент» промолчали. И это их право. Точки в приведенных историях должны расставить правоохранительные органы.
Пока основной реакцией на скандал с Гладковским-«джуниором» стало увольнение Гладковского-старшего;
обещание Петра Порошенко провести международный аудит государственного концерна «Укроборонпром»;
создание в парламенте временной следственной комиссии;
активизация НАБУ, в частности проведены обыски у фигурантов скандала.
Впрочем, сам по себе скандал не является прецедентом в общественно-политической жизни в Украине. Подобные скандалы случались и в предыдущие годы, просто не были усилены выборами. И без сомнений случатся в ближайшем будущем, если не будет проведена комплексная работа по устранению причин коррупции при выполнении государственного оборонного заказа.
Прежде всего, Минобороны должно провести инвентаризацию собственного имущества, чтобы в конце концов контролировать, что где лежит. Чтобы прекратить текущий процесс расхищения военных складов.
Вторым шагом должна стать публичная идентификация контрагентов всех предприятий концерна «Укроборонпром» и сумм, которые они получили на государственных тайных сделках.
Упомянутая в начале парламентская группа по проверке оборонных контрактов зафиксировала, как департамент безопасности концерна передал в ГФС информацию о 5000 поставщиков с просьбой проверить их на предмет реального существования. Налоговая Романа Насирова тогда отказалась выполнять свою работу, практически сняв с себя ответственность. Сейчас эти материалы пригодились бы следствию. Правда, никто не запрещает уже сегодня начать такую проверку.
В-третьих, для того, чтобы вместо посредников и компаний «мальчиков» -мажоров, «Укроборонпром» получил реальных производителей и поставщиков, стоит пересмотреть политику засекречивания информации о закупках государственных заводов.
Никто не ставит под сомнение, что контракты на поставку оружия из-за границы или уникальных технологий должны быть под грифом государственной тайны. Но информация о закупках оборудования советских образцов или отечественных военных товаров точно должна быть доступна на рынке.
Четвертым шагом должен стать тщательный анализ уголовных производств, открытых за махинации на оборонных заводах.
Еще в 2017 году главный военный прокурор Анатолий Матиос предоставил парламенту информацию о 700(!) открытых производствах за нарушения в ВПК. Пожалуй, сейчас самое время для подведения итогов.
Луценко, Матиос, Холодницкий, Аваков, Сытник, Грицак и другие руководители правоохранительных органов должны отчитаться, почему есть уголовные дела, однако нет громких приговоров с конфискацией. Не могут отчитаться? Отставка.
И уже после таких конкретных шагов, которые можно осуществить в ближайшие 2-3 месяца, перейти к масштабному процессу реформы «Укроборонпрома». Сейчас государственный концерн находится вне правительственного, парламентского и гражданского контроля в силу особенностей отечественного законодательства.
Фактически концерн координируется только с одной точки — из кабинета президента, который назначает директора «Укроборонпрома» и формирует большинство наблюдательного совета над концерном.
Поэтому новым законом «О национальной безопасности Украины» предусмотрено создание в системе правительства нового органа исполнительной власти, который обеспечит формирование и реализацию государственной военно-промышленной политики.
То есть вместо концерна «Укроборонпром» в течение этого года можно создать совершенно новое агентство на принципах открытости и эффективности с участием представителей независимой общественности, имеющих общественное доверие.
Для власти «Свинарчукгейт» — это катастрофа. Для государства — время проснуться.
Нельзя победить врага, имея политических лидеров, которые ищут собственные «темы» в оборонной промышленности.
Нальзя победить врага, когда 22-летний мажор получает на телефон секретную информацию о бюджетах государственных заводов и необходимое таким заводам оборудование.
Нельзя победить врага, когда вокруг куча правоохранительных органов, которые почти ежедневно рапортуют об открытых делах, а за коррупцию в обороне никто не сидит.