Бізнес

машиностроение

Украинские вагоностроители на 40 % сократили общий экспорт в Россию, зато увеличили поставки спецвагонов

В прошлом году украинские вагоностроители сократили экспортные поставки в Россию. Наиболее существенное падение произошло в сегменте полувагонов, которых Россия закупила всего 2,4 тыс., что в шесть раз меньше показателя 2012 г. Вместе с тем, спрос на вагоны-хопперы увеличился в 2 раза (до 4,3 тыс.). По мнению аналитиков, заказы на специализированные вагоны помогут украинским заводам удержаться на плаву.

Для отечественных вагоностроительных предприятий Россия была основным рынком сбыта, на который приходилось около 80 % выпущенной продукции. В 2013 г. заводы сократили поставки в Россию на 40 % (до 14,6 тыс.), что негативно отра­зилось на динамике их производства. По данным Государственной службы статистики, в прошлом году было выпущено 25,2 тыс. грузовых вагонов, что на 46,5 % меньше по сравнению с 2012 г.

Смена потребностей

Одна из причин сокращения ввоза в Российскую Федерацию украинских полувагонов — уменьшение потребности в них перевозчиков. По оценкам Российских железных дорог, излишек только полувагонов в стране на конец 2012 г. составлял 150 тыс. Старший аналитик инвестиционной компании «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко объясняет это тем, что после кризиса Россия активно начала закупать полувагоны и больше не нуждается в них. Свою роль в сокращении поставок сыграло также, как ранее сообщал «Капитал», и временное приостановление Россией действия сертификатов украинских вагоностроительных предприятий в конце сентября — октябре 2013 г.

25,2 тыс. грузовых вагонов было выпущено в украине в 2013 г., на 46,5 % меньше, чем в 2012 г.

Увеличение же закупки вагонов-хопперов, предназначенных для перевозки сыпучих грузов, генеральный директор российского исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов объясняет так: из 40 тыс. единиц зерновозов и минераловозов, которые есть в России, большинство весьма изношено. «У компаний есть программы по обновлению парка вагонов-хопперов. Кроме того, украинские немного дешевле», — объяснил Алексей Безбородов.

Потребность внутреннего рынка

Поставки на внутренний рынок могли бы помочь вагоностроителям выйти из затруднительного положения, вызванного сокращением экспорта, однако заказов от украинских компаний немного. Крупнейшая в Украине транспортно-экспедиторская компания «Лемтранс» в прошлом году закупила 645 новых полувагонов отечественного производства. За 2010‑2013 гг. «Укрзалізниця» закупила всего 2,1 тыс. грузовых вагонов, в 2014 г. планирует закупить еще 1,5 тыс. На дефицит зерновозов неоднократно жаловались зернотрейдеры, однако ни «Укрзалізниця», ни сами зернотрейдеры не спешат закупать вагоны у отечественных производителей. В прошлом году Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины заявляла о возможности закупки 2‑3 тыс. китайских вагонов-зерновозов. В компании рассматривают возможность покупки вагонов украинского или китайского производства, а также комбинированный вариант. Заместитель главы правления ГПЗКУ Роман Насиров отмечал, что производитель еще не определен, однако на покупку китайских вагонов у ГПЗКУ есть средства. О возможности покупки 3 тыс. заграничных вагонов-зерновозов в прошлом году заявлял также владелец крупнейшего отечественного агрохолдинга «Укрлэндфарминг» Олег Бахматюк.

Кризис может затянуться

Один из основных производителей вагонов — Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) — в 2014 г. намерен сократить производство грузовых вагонов на 38,3 % (до 3,5 тыс.). Напомним, в 2013 г. КВСЗ сократил выпуск грузовых вагонов на 51 % (до 5,3 тыс.). По мнению Алексея Безбородова, перспективы для украинских вагоностроителей на ближайшие несколько лет неуте­шительные. «Спецвагоны позволят украинским заводам выжить, но на полувагоны спроса не будет», — считает он. Министерство инфраструктуры Украины, понимая сложную ситуацию вагоностроителей, рекомендует заводам освоить международный технический регламент IRIS (International Railway Industry Standard) для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на рынках Европы и Таможенного союза. Однако, по словам аналитика департамента маркетинга Brunswick Rail Евгения Гусихина, европейский рынок не нуждается в обновлении подвижного состава. «На Западе преимущество отдают водным и автомобильным перевозкам», — отметил он.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама