Зеленскому следует понять, что политической идиллии у него не будет ни в отношениях с основными зарубежными партнерами Украины, ни с Россией, ни в самой Украине, пишет National Interest. Только время покажет, какую свободу действий он получит. А пока еще слишком рано делать выводы о том, станет ли его избрание поворотным пунктом в украинском кризисе или это будет очередное разочарование.
Уходящий президент Украины Петр Порошенко заслуживает похвалы за организацию выборов, которые в целом были свободными и честными, и, что более важно, за то, что он признал их результаты. Но в глубине души он, возможно, вздохнул с облегчением, поскольку ему не придется брать на себя ответственность за некоторые важные решения, которые предстоит сделать Украине — решения, которые окажутся непростыми и непопулярными.
Его преемник, комик Владимир Зеленский полностью соответствует «стандарту» кандидатов-популистов, выступающих против истеблишмента, которые побеждают на выборах по всей Европе. И его привлекательность как кандидата в президенты, связанная с тем, что он сыграл президента в телесериале, чем-то напоминает то, как появление Дональда Трампа в реалити-шоу «Ученик») также помогло ему повысить шансы стать президентом. Зеленский провел в принципе калейдоскопическую предвыборную кампанию — украинские избиратели поддержали кандидата без собственной внятной программы. Так они выразили свое неприятие и возмущение неспособностью администрации Порошенко выполнить обещания, данные во время революции Майдана, тем, как Порошенко регулировал ситуацию с Россией, и болезненными экономическими преобразованиями, которые Украине пришлось осуществить, чтобы получить финансовую помощь от Международного валютного фонда и соответствовать критериям Соглашения об ассоциации с ЕС.
Правда, если проанализировать блок избирателей, объединившихся и обеспечивших Зеленскому убедительную победу во втором туре, сразу становится ясно, что это нестабильная коалиция, которая, вероятно, быстро распадется. Зеленский завоевал симпатии избирателей, победив с большим отрывом на юге и востоке Украины, многих привлекло его обещание урегулировать конфликт с Россией. Молодые избиратели, разочарованные тем, как быстро политика вернулась к «домайдановскому» обычному состоянию, поддержали аутсайдера, не являвшегося политиком, в надежде, что он сможет «осушить киевское болото». В своих немногочисленных публичных заявлениях Зеленский обязался добиться полного членства в Евросоюзе и НАТО. Это обещание ничем не отличается от того, к чему стремится сам Порошенко, но оно помогло отобрать у Порошенко голоса, лишив его возможности набрать больше голосов националистически настроенных избирателей в западных областях страны. И, наконец, неопределенные заявления о необходимости положить конец некоторым экономическим тяготам, которые Украина испытала за последние несколько лет, привлекли голоса представителей старшего поколения, которые в противном случае, возможно, предпочли бы (скрепя сердце) остаться «верными» политическому статус-кво.
Зеленскому придется не только продемонстрировать, что для выработки политики, направленной на решение всех этих проблем, он сможет набрать специалистов, обладающих опытом и знаниями (которых, как он сам признает, у него нет), но и найти способ удержать от распада правительство, в котором может сразу же произойти раскол по политическим приоритетам. Перед ним также стоит серьезная проблема, которая заключается в том, что он, как и президент Франции Эммануэль Макрон, займет президентский пост, не имея никакой политической базы в Верховной Раде. Действительно, многие из его намерений и стремлений «очистить болото» со всей своей мощью наткнутся на кирпичную стену противодействия со стороны украинских парламентариев, которые не сразу откажутся от депутатской неприкосновенности. Ему также будет сложно определить характер своих отношений с олигархом Игорем Коломойским, учитывая, что некоторые активисты Майдана намерены внимательно следить за тем, будут ли антикоррупционные шаги Зеленского осуществляться, невзирая на конкретные лица, или, как это часто бывало в Украине раньше, эти меры будут применяться лишь выборочно против политических оппонентов.
Для досрочного роспуска Верховной рады нет никаких оснований, поэтому Зеленскому нужно будет выяснить, сможет ли он заручиться поддержкой большинства в первые решающие полгода пребывания у власти. К тому же, он должен будет решить, сможет ли он сформировать какое-нибудь политическое движение, которое будет бороться за места в Раде на выборах в октябре. В противном случае в своих взаимоотношениях с законодательной властью он может оказаться в тупике.
Зеленскому также приходится принять реальность «усталости от Украины» в Европе, где каждые выборы или революция представляются как «первый год» новой перезагрузки. Для выполнения всех данных украинцам обещаний экономической помощи Зеленскому потребуются помощь и кредиты в больших объемах. Ему нужно будет провести переговоры о пересмотре долгов, сроки выплаты по которым истекают. Ему также необходимо будет проверить, помогут ли ему европейские лидеры, оказывая давление на Россию, чтобы та не прекращала поставки энергоресурсов через украинскую трубопроводную систему. Хотя Зеленский после своего избрания получил поздравления, неясно, получит ли он дополнительную ожидаемую помощь. Вполне возможно, что Зеленскому удастся убедить Германию окончательно оформить договоренность с Россией о том, что после того, как будет введен в эксплуатацию «Северный поток — 2», транспортировка каких-то оставшихся объемов российского газа будет по-прежнему осуществляться по украинским трубопроводам. Но, так или иначе, в течение президентского срока Зеленского Украина потеряет доход от транзита энергоносителей.
Зеленский строил свою кампанию на неопределенном обещании, что он сумеет лучше, чем Порошенко, завершить конфликт с Россией. Этим отчасти и объясняется привлекательность его протестной кандидатуры в тех районах востока Украины, где, несмотря на события последних нескольких лет, экономические связи с Россией по-прежнему важны.
Тем не менее, до голосования Москва ввела новые санкции в отношении торговли с Украиной. Владимир Путин не проявил никаких признаков того, что он приветствует изменения в Украине после выборов или предпочитает Владимира Зеленского Петру Порошенко в качестве партнера по переговорам. Пока у России нет стимула для оказания поддержки Зеленскому в виде каких-то уступок, особенно если он окажется неспособным управлять страной. Наоборот, Россия, возможно, предпочтет не вмешиваться и наблюдать, не станет ли ситуация в Украине более хаотичной, и как в результате этого Москва сможет укрепить свои позиции. Кремль будет особенно заинтересован в дальнейшем ухудшении экономического положения Украины. В его внутренней кампании это даст возможность показать, что протесты и выборы не приводят к улучшению условий, и что россияне должны быть благодарны за стабильность, которую обеспечивает Кремль.
Зеленскому надо понять, что особая политическая идиллия его не ждет — ни в Украине, ни в отношениях с основными зарубежными партнерами Украины и ее ключевым соперником. Какую свободу действий он получит, покажет время — и пока еще слишком рано делать выводы о том, станет ли его избрание поворотным пунктом в украинском кризисе или очередным разочарованием.
Причины избрания не те (электорат его 30%, а сейчас и того меньше), и выводы не те.