Немецкий режиссер и сценарист Сандра Неттельбек несколько лет назад прочла роман француза Франсуа Дорнера «Нежность убивает» о пожилом вдовце, тяжело переживающем смерть жены, влюбилась в эту мелодраматичную книгу и тут же решила ее экранизировать. Однако хоть в оригинале главный герой — француз, Неттельбек писала сценарий, представляя в центральной роли британского актера Майкла Кейна («Правила виноделов», «Престиж»).
«Если бы он не согласился, я бы оказалась в сложной ситуации», — вспоминает Неттельбек. Продюсеры выделили ей $ 8,2 млн бюджета, но начать съемки без ведущего актера она не могла. Впрочем, Кейн согласился почти сразу. Он как раз завершил работу в блокбастере «Темный рыцарь: Возрождение легенды» и искал новый проект. «В истории о Бэтмене снимаются отличные актеры, но главное в фильме — спецэффекты. А ленты вроде «Последней любви…» — о людях. Мне как актеру они гораздо интереснее», — объяснил Кейн свое согласие.
Героя, которого играет Кейн, Неттельбек сделала американцем. Мэттью Морган, бывший профессор философии, несколько лет назад потерял жену. Трагедия случилась в Париже, где пара мечтала провести старость, и Мэттью решил остаться во Франции. Язык он так и не выучил, а сложный своенравный характер помешал завести новых друзей. И тут пожилой американец знакомится с юной француженкой Полин (Клеманс Поэзи). У нее нет семьи, и в новом знакомом она видит отца. Самому же Мэттью девушка напоминает его умершую супругу.
Фильм «Последняя любовь мистера Моргана» мог бы оказаться пошловатой мелодрамой о страсти между пытающимся урвать последнее удовольствие в жизни стариком и юной красоткой, травмированной смертью отца и чередой неудачных отношений с ровесниками. Но рассказанная в картине история — гораздо глубже. Главные герои испытывают друг к другу нежные чувства, но они сложнее, чем банальная страсть. Мэттью водит Полин в рестораны, ведет с ней беседы о смысле жизни и даже пытается заняться танцами, которые преподает девушка.
И когда кажется, что к нему вернулась радость жизни, он внезапно пытается покончить с собой. Тут‑то, примерно в середине фильма, выясняется, что у Мэттью есть взрослые дети — сын Майлз (Джастин Кирк) и дочь Кэрен (Джиллиан Андерсон), которые живут в Америке и имеют свои семьи. Их отношения с отцом сложно назвать теплыми — слишком много невысказанных обид и обвинений скопилось со времени смерти матери. И драма, начавшаяся как любовная, превращается в семейную. Чтобы обрести покой и внутреннюю гармонию, Мэттью необходимо переступить через себя и помириться с детьми, для которых в предыдущие много лет он был не лучшим отцом.
Интернациональная съемочная группа работала в Бельгии и Германии, однако все натурные съемки проходили во Франции. Создатели фильма решили сохранить эту часть литературного первоисточника и сделали Париж одним из ключевых героев, который влияет если не на сюжет, то на настроение. «В Париже осень и немного холодно, — объясняет Майкл Кейн. — И в фильме речь идет о пожилом человеке, переживающем осень своей жизни».