Best practice. Эти два магических слова в свое время покорили умы управленцев в Украине. Уникальный опыт успешных компаний — это всегда интересно. Тем более что до недавнего времени мы, украинцы, не могли похвастать своими ноу-хау в области менеджмента. С другой стороны, что русскому хорошо, то немцу не очень, и наоборот. Так как же быть с best practice, или более привычным нашему слуху передовым опытом?
Подобные нововведения могут как повысить эффективность бизнеса, так и причинить ему вред. Так, например, один украинский завод по изготовлению железобетонных конструкций решил пойти по пути французских промышленников и вложил немалые средства в обучение своего производственного персонала. Помимо приобретения необходимых знаний, как это и бывает при качественном обучении, повысилась и сознательность сотрудников.
При этом система менеджмента осталось прежней, поэтому «новая сознательность» и «старое отношение» вступили в конфликт. Как результат — забастовки, простой предприятия, многомиллионные убытки. Или второй кейс, тоже производственного предприятия, которое, напротив, вложило сумасшедшие деньги в новое оборудование и IT-платформу, а на обучении сотрудников решило сэкономить. В итоге падение объемов производства на 50 %, недовольные клиенты, сорванные поставки и возврат к старой схеме работы (оборудование и ПО успешно отправили на склад).
Происходило так, потому что внедряемый передовой опыт не проходил необходимой адаптации под реалии указанных предприятий. Это все равно, что купить красивые туфли «как у соседа», но не своего размера — исход очевиден.
Но есть и позитивные примеры.
В частности, одна житомирская компания (сеть ресторанов) построила свою внутреннюю школу руководителей по примеру учебных программ бизнес-школ и супермаркетов электроники. Но там не было слепого копирования. За основу были взяты лишь идеи модульных программ (стратегия, финансы, маркетинг, HR) и то, что топы компании совместно с тьюторами проводят учебные занятия. Сами же программы, как и необходимость и целесообразность существования такой школы, полностью рассматривались сквозь призму миссии предприятия.
Часто наши компании сами создают подобные практики и «формируют реальность». Ярчайший пример создания передового опыта в области корпоративного обучения — внутренняя программа MBA одной из украинских аграрных компаний, реализованная совместно с ведущими бизнес-школами Украины.
Резюмируя сказанное, можно сформулировать однозначный ответ на вопрос, внедрять ли best practice у себя в компании. Ответ — да. При условии вдумчивого и грамотного адаптивного внедрения этого проекта.