Інтереси

реформы

В конце XIX века Станислав Щепановский был крупнейшим в Галиции нефтепромышленником

В конце XIX века Станислав Щепановский был крупнейшим в Галиции нефтепромышленником
Станислав Щепановский, крупнейший в Галиции нефтепромышленник и депутат краевого Сейма

Станислав Щепановский, уроженец небольшого польского города Косцяны, в 1862 году окончил гимназию в Вене. 16‑летний выпускник отправился с отцом-инженером на строительство железной дороги в Банате. Два года работы послужили своеобразной профориентацией — молодой человек решил стать инженером. И в 1864 году поступил на общетехнический факультет Венского политехнического института. Окончив его с отличием, отправился в парижскую École Centrale des Arts et Manufactures изучать химию и экономику. А завершил учебу в Лондоне, где получил диплом инженера.

Он остался в Лондоне, став чиновником в промышленно-торговом отделе британского министерства по делам Индии. Объездил все королевство, изучив экономические механизмы Англии, Шотландии и Уэльса. А также побывал в командировках на континенте, познакомившись с системами налогообложения в разных странах. В возрасте 30 лет принял британское гражданство, отказавшись от австро-венгерского.

В следующем году ему как эксперту по делам Индии предложили сопровождать в поездке по этой стране наследника британского престола — будущего короля Эдуарда VII. Многие могли только мечтать о таком шансе, но Щепановский неожиданно отказался. А год спустя, в 1879‑м, уехал в Галицию.

17% своего дохода отдавал в 1888 г. на налоги житель Галиции, в то время как англичанин — 10 %, а житель Пруссии — 5 %

Этим краем он начал интересоваться давно, впервые побывав там в 1873 году. Теперь же, узнав о начале нефтяного бума в Галиции, Щепановский отправился туда за большими деньгами. На что рассчитывал? На кредиты. Ведь его лондонский приятель Францишек Зима возглавил во Львове солидное кредитное учреждение.

Крупнейший нефтяник

Францишек Зима, управляющий Галицкой сберегательной кассой, верил в счастливую звезду своего друга, поэтому щедро кредитовал Щепановского. Новоявленный бизнесмен начал разрабатывать нефтяное месторождение в Слободе Рунгурской — недалеко от Коломыи. Довольно скоро месторождение стало крупнейшим в регионе. Полученную прибыль Станислав инвестировал в строительство первой в Галиции фабрики горных машин. Разместил ее в Слободе Рунгурской, а год спустя там же основал Общество по эксплуатации нефти и озокерита.

В 1883 году предприниматель построил в местечке Печенижин большой нефтеперегонный завод, соединил его со Слободой Рунгурской нефтепроводом, а с Коломыей — железнодорожной веткой, за что в 1885 году удостоился звания почетного гражданина Коломыи.

Галицкий нефтепромышленник стал одним из символов своего времени. О нем писали известные писатели Болеслав Прус и Генрик Сенкевич. А Игнаций Север-Мацеевский сделал Щепановского прототипом главного героя своих романов «Нефть» и «Сверх силы».

В 1886‑м судьба впервые подставила ему «подножку». 40‑летнего предпринимателя избрали депутатом венского парламента от четырех уездов — Калушского, Долинского, Жидачевского и Стрийского. Однако оказалось, что народный избранник является гражданином другой страны. Разразился скандал. Ситуацией немедленно воспользовались компаньоны Щепановского, давно искавшие повод вывести его из игры и самим делить прибыли, — Станислава сместили со всех должностей и вывели из состава совладельцев бизнесов.

Тем не менее он нашел в себе силы начать все с нуля и в 1887 году стал владельцем двух небольших нефтяных месторождений в разных местностях Галиции. Потом добавил к ним третье — в Сходнице (соединил это местечко железнодорожной веткой с соседним Бориславом), затем четвертое — в Космаче и организовал Галицкое акционерное общество нефтяной промышленности. В течение следующих семи лет предприниматель стал владельцем еще пяти месторождений. Всюду для своих работников строил жилые дома, магазины, заботился об их досуге и повышении квалификации.

Первый реформатор

Станислав Щепановский, восхищаясь богатствами галицкой земли, поражался бедности населения. Не один год он обдумывал план экономического подъема региона. В итоге в 1888‑м появилось исследование «Бедность Галиции в цифрах и программа энергичного развития ее экономики».

С помощью статистических данных автор продемонстрировал разницу в производительности труда и уровне жизни в Галиции и странах Западной Европы. Так, средняя длительность жизни в Галиции составляла 27 лет у мужчин и 28,5 у женщин, в то время как в Чехии — соответственно 33 и 37 лет, во Франции — 39 и 41, в Англии — 40 и 42.

Среднегодовой доход на человека в Галиции был вдвое меньше, чем в Венгрии, и в девять раз меньше, чем в Англии. Галичанин отдавал на налоги 17 % своего дохода, в то время как англичанин — 10 %, а житель Пруссии — 5 %. «Каждый галичанин, — утверждал предприниматель, — работает за четверть человека, в лучшем случае — за полчеловека». Один работник в Познани, по его словам, стоит двух работников в Галиции…

Автор видел выход в разработке нефтяных месторождений — это могло вывести регион из экономической отсталости. При всей спорности такого рецепта стоит отметить, что труд Станислава Щепановского — первое подробное описание экономической ситуации в регионе и первая программа реформирования галицкой экономики.

Депутат и банкрот

В 1889 году, собираясь баллотироваться в Галицкий краевой сейм, Щепановский предусмотрительно вышел из британского подданства и вновь стал гражданином Австро-Венгрии. Одержав победу на выборах, переехал во Львов, где заседал сейм. Как депутат выступал за расширение автономии Галиции, за децентрализацию Австро-Венгрии, за увеличение государственных дотаций на просвещение, промыслы и сельское хозяйство. А с 1890 года начал за свой счет издавать во Львове журнал «Экономист польский», позднее — газету «Слово польское».

Впрочем, депутатство в сейме не ограждало от проблем в бизнесе. Из-за финансовых трудностей пришлось продать месторождение в Сходнице — как раз незадолго перед плановым бурением скважины. И надо же… Именно эта скважина оказалась на редкость нефтеносной, а само месторождение стало на долгие годы важным центром нефтяной промышленности! При этом инвестиции Щепановского в другие земельные участки, опиравшиеся на сомнительные экспертизы и фальшивые рапорты его нерадивых сотрудников, обернулись сплошными убытками.

А в январе 1899 года разразился грандиозный скандал. Выяснилось, что Францишек Зима, возглавлявший Галицкую сберегательную кассу, «по дружбе» (и в нарушение устава!) предоставлял Щепановскому миллионные кредиты. Причем открывал фиктивные счета, чтобы скрыть размеры выданных сумм. Кроме того, кредиты не имели ипотечного подтверждения.

Целью этой интриги было прекращение кредитования Щепановского, а это означало конец его деятельности. Предпринимателю пришлось оставить нефтяной бизнес и продать принадлежавшие ему месторождения. Их за бесценок купили… инициаторы скандала.

Францишека Зиму арестовали. Щепановский отправился к прокурору и заявил, что хочет быть на суде не свидетелем, а обвиняемым. Получил отказ. Зима, не дождавшись суда, умер в следственной тюрьме. Судебный процесс, начавшийся в октябре 1899 года, спустили на тормозах. Переживания отняли у Щепановского немало сил и здоровья. Начались серьезные проблемы с сердцем. Врачи порекомендовали ему лечение на немецком курорте Бад-Наухайме. Львовянин туда и отправился, но увы — скончался на чужбине в октябре 1900 года. До своего 54‑го дня рождения он не дожил двух месяцев. Станислава Щепановского похоронили во Львове на Лычаковском кладбище.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама