В мировом и украинском бизнесе есть немало примеров, когда схожие продукты выпускают два мощных конкурента. Coca-Cola и PepsiCo, Apple и Microsoft, McDonald’s и KFC, Kyivstar и Vodafone – список можно продолжать долго. Как правило, конкуренция порождает интереснейшие маркетинговые кейсы. Это искрометные рекламные ролики, ценовые предложения, войны билбордов и многое другое.
На украинском фармацевтическом рынке тоже есть свои инь и ян. Компании «Фармак» и «Дарница» выпускают популярные успокоительные капли «Корвалол», известные еще с советских времен. Вот только вместо рыночной конкуренции в ход идут судебные иски, которые длятся уже почти 15 лет.
«Фармак» стремится отменить регистрацию препарата «Корвалол-Дарница», считая себя изобретателем «Корвалола» и единственным законным правообладателем этой торговой марки. В 2011 году «Фармак» проиграл суды всех возможных инстанций, предметом которых являлось обозначение «Корвалол». Казалось бы, статус кво на рынке установлен, пора переходить из юридической плоскости в маркетинговую.
Но нет. В 2017 году «Фармак» изменил предмет иска на «Корвалол Corvalolum» и обратился в Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) с требованием предоставить этому обозначению статус хорошо известного. А затем подал иск об отмене регистрации препарата-конкурента. И хотя с 2011 года никаких новых обстоятельств в деле не появилось, Апелляционная палата МЭРТ признала обозначение «Корвалол Corvalolum» хорошо известным по отношению к «Фармаку».
«Дарница» не согласилась с такими выводами. И год спустя Киевский апелляционный хозяйственный суд по апелляционной жалобе «Дарницы» отменил решение МЭРТ. Теперь не согласился уже «Фармак» и обратился в Верховный суд, который и должен поставить точку в затянувшемся деле.
Сама суть исков «Фармака» довольно нелепа. «Корвалол» появился в 1959 году как аналог немецкого лекарственного средства «Валокордин». Его производили заводы в разных регионах Советского Союза.
«На момент создания «Корвалола» законодательство СССР фактически не защищало права интеллектуальной собственности. Формально весь Союз представлял собой один большой public domain», - объясняет Радим Губань, доктор юридических наук, доцент Национального педагогического университета им. Драгоманова.
Примечательно, что «Корвалол» стал не единственным камнем преткновения. Ранее «Фармак» пытался сконцентрировать в своих руках права на целый пакет советских лекарственных средств. Компания требовала компенсации от других производителей препаратов, еще недавно считавшихся общедоступными.
Например, «Дарница» в 1997 году получила предложение подписать лицензионный договор на производство препарата «Валидол» под торговой маркой «Фармак». Хотя именно «Дарница» с 1962 года производила готовое лекарственное средство «Валидол» для всего СССР. А сам препарат впервые появился в Германии в конце XIX века и пользовался спросом на западном фармацевтическом рынке около 30 лет, пока его не вытеснили конкуренты.
Эксперты склонны считать, что причины корвалольного спора банальны. «Фармак» стал проигрывать конкуренцию «Дарнице», вот и решил прибегнуть к юридическим методам. Хотя «Дарница» начала производить «Корвалол» гораздо позже «Фармака», выручка от продажи лекарств-аналогов почти сравнялась, составив по итогам 2017 года 43 и 44 млн грн соответственно.
«Кроме судов существуют еще и рыночные методы. Не лучше было бы направить судебные издержки на премии отделу маркетинга? Успешные примеры ведь есть», - говорит Евгений Черненко, руководитель Института моделирования и политико-экономического анализа «Перспектива».
В качестве примера он приводит лекарственный бренд «Нурофен», который стал популярным жаропонижающим для детей, несмотря на наличие более дешевых аналогов. А также минеральную воду «Боржоми» – советский ретро-бренд, который удалось «омолодить» за счет яркой рекламной кампании.
«Если не удается «привязать» к себе торговую марку юридическими методами, можно сделать это с помощью запоминающейся рекламы. Причем второй способ куда проще. Той же «Дарнице» удалось сделать это с «Цитрамоном». Эти таблетки от головной боли производят многие предприятия, но активнее всех их продвигает именно «Дарница», - напоминает Радим Губань.
По его мнению, если бы «Фармак» активнее продвигал себя как изобретателя «Корвалола» в телевизоре, а не в судах, он бы выиграл.
Не исключено, что у «Фармака» есть и другая причина идти ва-банк. Компания имеет внушительные обязательства ЕБРР. Из них $12 млн было выделено как раз на приобретение оборудования по производству «Корвалола». Судебный процесс мог бы стать аргументом для реструктуризации обязательств перед кредитором.