Фінанси

конкуренция

За шесть лет выручка украинских рейтинговых агентств снизилась почти в семь раз

Суммарная выручка отечественных рейтинговых агентств (РА) в 2013 г. составила $ 1,2 млн (около 10 млн грн), данные «Украинского кредитно-рейтингового агентства» (УКРА). Это на $ 0,2 млн меньше, чем годом ранее, и почти в семь раз, или на $ 5,9 млн (51 млн грн), ниже показателя 2007 г.

Добровольно принудительно

Такое снижение спроса на рейтинговые услуги аналитики объясняют несколькими причинами. Еще летом 2009 г., когда председателем Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку был назначен Сергей Петрашко (ушел с занимаемой должности в 2011 г.), обязательное рейтингование фактически отменили. Тогда при регистрации выпусков облигаций регулятор по сути перестал учитывать наличие кредитного рейтинга. Хотя норму закона о госрегулировании рынка ценных бумаг, которая требует наличия рейтинга при публичном размещении долговых бумаг, никто не отменял. Однако теперь регулятор не проверяет наличие рейтинга при регистрации выпусков ценных бумаг. В результате эмитенты не спешат выполнять требование закона.

Последние два года общее количество клиентов всех агентств перестало сокращаться и сейчас составляет почти 300 компаний. Но их и не становится больше, так как фондовый рынок стагнирует, объясняет генеральный директор РА «Кредит-Рейтинг» Андрей Шевченко. «Номинально количество выпусков ценных бумаг увеличилось, но желающих получить рейтинг, даже несмотря на прямое требование закона, очень мало», — сетует он.

Мировой передел

Еще одна причина уменьшения выручки РА — ужесточение конкуренции на рынке, в результате чего агентства вынуждены были снижать цены. «За прошедшие полтора года стоимость услуг РА могла упасть в 1,5‑2 раза. Сейчас отечественные игроки предоставляют услуги в 15‑20 раз дешевле зарубежных», — рассказал генеральный директор УКРА Станислав Дубко. Главный финансовый аналитик РА «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран также отмечает негативное влияние снижения стоимости услуг РА на общий объем выручки. «Падение выручки — следствие уменьшения стоимости услуг рейтинговых агентств. Это началось, когда «Кредит-Рейтинг» потерял монопольное положение на рынке. Тогда стоимость рейтинга составляла 80‑100 тыс. грн, а сейчас — 20‑30 тыс. грн», — заключает эксперт.

Действительно, за последние несколько лет структура рынка рейтинговых услуг существенно изменилась. До сих пор лидером рынка остается «Кредит-Рейтинг» (см. график). Однако его доля последние годы падает — в 2012 г. компания занимала 46 % рынка. На втором месте — «IBI Рейтинг», нарастивший за последние два года свою долю на 4 п. п. Третью позицию заняло УКРА с 19 %. Компания, созданная в начале 2012 г., нарастила свою долю больше всех — на 10 п. п.

По информации Дубко, его компании удалось завоевать долю в большей степени благодаря работе с банками: количество клиентов-финучреждений выросло с 4 до 23. Лидером в банковском секторе остается «Кредит-Рейтинг», который сотрудничает с 34 финструктурами. Новому рейтинговому агентству удалось завоевать большую долю на рынке рейтингования муниципалитетов. Компания рейтингует 11 городов. Однако доля сектора составляет около 6 % рынка. Сейчас, по словам Дубко, также наметилась тенденция к получению сразу двух рейтингов муниципалитетами. Например, Луганск, Запорожье, Одесса, Винница имеют оценки сразу от двух агентств.

Война за качество

Некоторые агентства пытаются конкурировать даже не за счет цен, а за счет понижения стандартов работы, подчеркнул Дубко. Они просят у эмитентов меньше информации для анализа, облегчают саму процедуру присвоения рейтинга. «За два-три дня такие РА уже могут присвоить рейтинг компании, а иногда клиента даже заранее посвящают в будущий рейтинг. Это вопиющее нарушение», — сокрушается собеседник. Если такая практика продолжится в будущем, рейтинговые отчеты будут меньше по объему, менее информативны и, как следствие, к ним будет меньше доверия, убеждены эксперты. Только банки, работающие также с международными рейтинговыми агентствами, готовы проходить полноценную масштабную оценку, отметил Дубко. Но таких клиентов в Украине не так много.

Руководители рейтинговых агентств сходятся во мнении, что скоро их выручка перестанет снижаться. «Не думаю, что в 2014 г. выручка увеличится, — полагает Шевченко. — Стоимость услуг РА понижать больше некуда».

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама