Адвокат и бизнесмен Борис Филатов, председатель отделения стран СНГ Международного общества (коллекционеров) нэцкэ, увлекся японскими миниатюрными скульптурами в конце 1990‑х. В это время в стране были популярны восточные единоборства. Сам Филатов отдавал предпочтение самбо и дзюдо. Занятия спортом переросли в увлечение восточной культурой, а потом привели к коллекционированию различных предметов японской культуры, в том числе холодного оружия. Но однажды он понял, что собирать все подряд невозможно и лучше сконцентрироваться на чем‑то одном. Так Филатов стал страстным коллекционером нэцкэ.
Первую фигурку будущий популяризатор этого японского вида искусства на постсоветском пространстве и один из крупнейших собирателей нэцкэ приобрел на антикварном рынке. Следующей его покупкой стала коллекция из 20 нэцкэ, за которую он заплатил около $ 20 000. Правда, все скульптурки оказались фальшивыми. «Они были вырезаны современными ремесленниками и стилизованы под нэцкэ, с фальшивой подписью», — вспоминает Филатов. Коллекционеру не помогла даже оценка фигурок у специалистов по восточному искусству в Музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко. «Я почти сразу понял, что академические работники старой советской школы хотя и обладают глубокими теоретическими знаниями, совсем не разбираются в антиквариате», — вспоминает Филатов.
Вот тогда он и убедился: чтобы найти действительно ценную вещь и не пускать деньги на ветер, необходимо самому скрупулезно изучать предмет коллекционирования. Без этого серьезную коллекцию не собрать. Только опыт и особое чутье, которое приходит с годами, помогают избегать ошибок, признается Филатов.
Для избранных
В Украине есть эксперты по нэцкэ, которые хорошо знают историю. Но специалистов-практиков можно пересчитать по пальцам. К ним причисляют Светлану Рыбалко, уважаемого в стране востоковеда и по совместительству — куратора коллекции нэцкэ The Feldman Collection известного украинского бизнесмена Александра Фельдмана.
Кроме тщательного изучения предмета коллекционирования любителям нэцкэ понадобятся еще и полезные знакомства в узком кругу коллекционеров и дилеров. По словам Филатова, как такового рынка нэцкэ не существует. Есть весьма закрытый мир собирателей, где все друг друга знают. Чтобы нового человека хотя бы пустили в дом и показали коллекцию, он должен иметь определенную репутацию. Придется потратить не один год, чтобы попасть в мир нэцкэ и заслужить право называться серьезным коллекционером. Среди самых надежных дилеров, которые могут проконсультировать и помочь в приобретении нэцкэ, — японская компания Sagemonoya, Галерея японского актиквариата «YUGEN» (Москва, Россия), Edo Netsuke Gallery (Лос-Анджелес, США), для начинающих — LG Asian Antiques (Майами, США).
Новичку стоит внимательно следить за аукционами, где выставляются ценные миниатюры. Среди таких, например, Sotheby’s и Bonham’s Asian Art. Самые именитые резчики нэцкэ — японские мастера Отоман, Масанао, Масацугу, Сюдзан, Тойомаса. Их работы оцениваются от $ 10 000 до $ 100 000 и выше. Среди современных умельцев есть и украинцы: Александр Деркаченко, Галина Мудровская, Анатолий Тарапака, Сергей Иващенко. Но одним из лучших в мире нэцукэси (мастеров нэцкэ) считают нашего соотечественника Сергея Осипова.
Обычно на изготовление одной фигурки у него уходит около двух месяцев. Но бывают исключения. «Одни нэцкэ «спешат» и рождаются на свет очень быстро, в течение двух-трех недель. Другие неторопливы, и от начала до завершения работы над ними может пройти несколько лет», — рассказывает о тонкостях своей работы мастер.
Клиенты находят Осипова сами. Желающих приобрести его работы довольно много, и они могут ждать своей очереди годами. Стоимость одной фигурки работы Осипова стартует от $ 2 000. Об уровне мастерства украинского нэцукэси говорит тот факт, что первым покупателем его работ из‑за рубежа стала Ее императорское высочество принцесса Японии Такамадо. Сегодня в частной коллекции принцессы находится более десяти работ Осипова.
На расстоянии руки
Коллекционирование нэцкэ — достаточно затратное увлечение. Цена на редкие старинные миниатюры начинается с $ 5000-7000 и доходит до нескольких сот тысяч долларов. «Когда достигаешь определенного уровня, понимаешь, что покупка статуэток по $ 500‑1000 — это деньги, выброшенные на ветер. В это увлечение нужно инвестировать большие деньги и относиться к нему серьезно», — уверяет Филатов. В 2009‑м бизнесмен приобрел самую дорогую из проданных на тот момент фигурок в мире. Это была работа мастера Отомана (XIX век), изображающая борьбу воина Ватанабэ-но Цуна и демона Расемона. Стоила нэцкэ $ 185 000. Два года спустя ставки увеличились — на одном из аукционов другая нэцкэ из слоновой кости XVIII века была продана почти за $ 500 000. Самая дорогая миниатюра в мире — нэцкэ «Кирин» — оценивается в $ 1 млн.
В хранении нэцкэ привередливы, так как требуют постоянного телесного контакта. Фигурки нужно время от времени брать в руки. Если их никто не держит в руках около полугода, любой эксперт может это определить. Прикосновения человеческих рук полезны для нэцкэ, благодаря этому статуэтки приобретают насыщенный цвет — патину. «Коллекционер должен держать собрание при себе. Не в швейцарском банке, а на расстоянии руки — чтобы можно было подержать», — говорит Филатов.
Критерии выбора нэцкэ следующие: художественное достоинство, уникальность, спрос со стороны коллекционеров, цена. При этом возраст миниатюры значения не имеет.
Мир коллекционеров
Мировой рынок нэцкэ насчитывает около 2 миллионов фигурок. Даже если бы в среднем каждая скульптура стоила $ 1000, то весь рынок можно было бы оценить как минимум в $ 2 млрд.
Всего в мире, по оценке экспертов, около 5000 коллекционеров. Среди самых уважаемых — Нэд Джонсон (основатель крупнейшей инвестиционной корпорации в США Fidelity Investments. — «Капитал»), состояние которого оценивается в $ 11 млрд, и Джозеф Керстин (врач-офтальмолог из США). Большинство крупных коллекционеров живут в США (50 %), причем 80 % из них — жители Калифорнии. Именно американцы открыли искусство нэцкэ миру. Рэймонд Бушелл, военный врач, живший в Японии с 1948 по 1989 г., привез из страны эти искусно вырезанные фигурки и вывел нэцкэ как искусство на западный рынок. Именно он стал автором книги, которая и по сей день считается главным источником информации о японской миниатюре для коллекционеров, — «Нэцкэ. Знакомая и незнакомая».