Бороздить просторы Европы или Северной Америки можно на арендованном автомобиле — со всеми вытекающими из этого выплатами и удовольствиями. О них во всех подробностях рассказывает «Капитал».
Параметры путешествующих
Для начала нужно определиться с классом автомобиля, типом и мощностью двигателя, объемом багажника. Если вас больше чем два человека, машина должна быть никак не мини-класса. Чем длительнее поездка, тем комфортнее должен быть автомобиль. Например, для недельной поездки по Европе я бы рекомендовал машины гольф-класса. Ну, или, если финансы позволяют, более комфортабельного D-класса. А вот для поездок по островам Средиземноморья при небольшом бюджете больше подойдут автомобили В-класса. На одноразовых поездках можно сэкономить и довольствоваться самыми дешевыми машинами А-класса. Если путешествуют более чем четверо взрослых, лучше всего взять в аренду минивэн — цена немногим выше гольф-класса, а преимущества комфорта очевидны. Деление автомобилей на классы у каждой прокатной компании свое. Например, у одного из европейских операторов по аренде автомобилей 4 основных класса: Economy (Fiat Panda, Toyota Yaris), Family (Ford Focus, VW Passat, Alfa 147), Estate (VW Passat SW, Nissan Qashqai), People carriers (Fiat Ducato).
Рекомендуем остановиться на дизельном агрегате — топливо на 20‑30 евроцентов дешевле, а сам мотор экономичнее. В результате на больших пробегах получается очень неплохая экономия.
Выбор коробки: автомат или механика? Автомат, безусловно, в большинстве случаев намного удобнее механической коробки, но цена растет пропорционально получаемому удовольствию — автомат намного дороже механики.
Выбор компании
Услуги аренды автомобилей предоставляют как крупные международные компании, такие как HERTZ, AVIS, Sixt, Advantage, Budget, Alamo, Thrifty, National, Europcar и другие, так и небольшие локальные, такие как Easycar или GoldCar в Европе. Кроме того, прокатом автомобилей занимаются компании-брокеры, самые известные из которых — economybookings.com, hispacar.com. На этих сайтах вы просто выбираете понравившийся вам автомобиль, бронируете, и после этого на электронную почту приходит ваучер с указанием компании-прокатчика.
При выборе компании, предоставляющей услуги аренды автомобилей, прежде всего нужно выяснить, какие еще операторы, кроме крупных международных, предоставляют услуги на конкретной территории, есть ли у них представительства в аэропорту или в других точках вашего интереса, позволяют ли они возвратить машину не в том месте, в котором вы ее получали, или даже в другой стране. Совпадают ли часы работы выбранной компании со временем, которое устраивает вас. Многие международные операторы работают до 00:00 часов, мелкие могут заканчивать работу в 22:00, а то и раньше.
Выбор оператора по аренде автомобиля зависит также от маршрута, по которому вы собираетесь проехать. Проще всего — если маршрут проходит по одной стране, при этом вы забираете и возвращаете автомобиль в одном месте, например, в аэропорту. В этом случае отлично подойдет местный недорогой оператор. Автомобили у него зачастую не хуже, а в некоторых случаях даже лучше, чем у крупных международных агентов, а вот цены могут быть до 30 % ниже.
Если маршрут сложный и охватывает несколько стран, при этом забрать автомобиль вы хотите в одной стране, а сдать — в другой (например, взять в Германии, а сдать в Испании или Франции), задача усложняется на порядок, и с ней сможет справиться только международный оператор. Стоимость аренды при такой схеме возрастает в два-три раза.
Часто машина бывает необходима не в первый день по прилете в страну, а через некоторое время, при этом возвращать ее мы планируем в аэропорту. В этом случае прокатная компания может потребовать дополнительных денег. Как правило, это принято у международных операторов, а местные зачастую денег за доставку автомобиля к гостинице или офису не берут.
Необходимые документы
У всех прокатных контор в любой стране мира есть свои требования к водителям и перечень необходимых для получения машины документов. Остановимся на наиболее распространенных европейских требованиях. Итак, водитель должен быть старше 21 года. Если его возраст — 18 лет, в таких случаях берут дополнительную плату в несколько евро в день. Для вождения автомобиля нужны международные права. Украинские права (пластиковые) однозначно подходят, но и документы старого образца, впрочем, тоже принимают.
Для оплаты аренды необходима действующая карточка международных платежных систем. Тут необходимо уточнение — на сайтах большинства прокатных контор можно прочесть: «К оплате принимаются только кредитные карты». На самом деле принимают и дебетовые карты независимо от валюты. Одним из требований при получении автомобиля в офисе прокатной фирмы, расположенной в аэропорту, является номер рейса, которым вы прилетаете. Также нужно иметь с собой распечатку электронного подтверждения бронирования автомобиля.
Стоимость
Немаловажным фактором при выборе автомобиля и прокатной конторы является цена аренды и структура стоимости этой самой аренды. Прокатчики дополняют основную (базисную) цену на выбранную машину еще десятком не всегда обязательных платежей, которые практически удваивают стоимость аренды.
Остановимся на страховке. Дело в том, что в большинстве прокатных контор страховка, которая входит в стоимость проката, не покрывает повреждения стекол, шин, а также двигателя при заправке не предусмотренным для данного автомобиля топливом. Дополнительно страхуется оказание помощи при ДТП — в этом случае страховка покрывает оказание медицинских услуг всем пассажирам и водителю.
Вождение в Европе довольно безопасная вещь, поэтому дополнительные страховки, наверное, не нужны. Если вы не уверены в себе или просто хотите спокойно смотреть в будущее и готовы потратить на это лишних €50‑70, покупайте полную страховку. В разных прокатных конторах она называется по‑разному: Full Insurance, Liability Insurance или Relax Insurance. Это можно сделать непосредственно при получении автомобиля, просто сказав об этом служащему прокатной конторы. При такой страховке зачастую прокатные конторы не берут страховой депозит, обязательный во всех остальных случаях, а при сдаче автомобиля достаточно оставить его на паркинге и опустить ключи от него в специальный ящик. Как правило, при полной страховке автомобиля франшиза (сумма возмещения, которая не покрывается при ДТП) уменьшается до €100, а иногда она нулевая.
В любом случае при бронировании машины с вас потребуют предоплату от 5% до 30 % стоимости проката. Как и в случае с бронированием гостиниц, бронь автомобиля можно отменить — залог вам вернут на кредитную карту в течение месяца.
После оформления документов и оплаты вы получите ключи и ваучер с договором аренды. Бумаги нужны, если вас вдруг остановит полиция на дороге или случится ДТП. Оба события крайне маловероятны как в Европе, так и в Северной Америке. Прокатные автомобили выделяются наклейками с названием конторы, а на Кипре, например, у прокатных машин номера другого цвета. Номер вашего автомобиля написан в ваучере и на ключе. Особо забывчивые могут сфотографировать машину на мобильный телефон.
Штрафные санкции
В Европе, да и в Америке, роль полицейских на дорогах исполняют различные электронные устройства, которыми эти самые дороги практически напичканы. Если штрафы небольшие, их списывают без уведомлений, счет на большие суммы вы можете получить по приезде домой. Сумма штрафов составляет примерно €100‑300. Кроме штрафов, которые присылает полиция, каждая прокатная контора имеет свою систему штрафов, например, за неполный бак при возврате, если это предусмотрено договором, досрочную сдачу автомобиля или, наоборот, просрочку.
Приятного возвращения
При возврате автомобиля из аренды — лучше приехать заранее. Возможна очередь, и если дело происходит в аэропорту, то можно опоздать на регистрацию. Но чаще всего автомобиль оставляется на парковке, место которой указывается в ваучере. Офис возврата в аэропорту найти легко — ищем вывеску «Return rent-a-car».