То, что труд металлурга или шахтера напрямую сопряжен с опасностью и аварийной ситуацией, прекрасно понимают и сотрудник, и работодатель.
А вот работа белых воротничков, которая обычно проходит в четырех стенах, априори считается безопасной.
Даже если специалист требует улучшить условия труда, руководство компании зачастую считает это личным капризом, а не производственной необходимостью. Однако на самом деле даже такие мелочи, как мигающая лампочка или устаревший компьютер, могут привести к нервному срыву. Тем более если учесть, что часть офисных профессий и так связана с повышенным эмоциональным напряжением.
Компьютер-тугодум
Если спросить сотрудников украинских офисов, в чем работодатель ущемляет их права, то наиболее распространенные ответы — это «мне недоплачивают» или же «не могу реализовать свое право на отдых». И лишь на пятом-шестом месте у белых воротничков стоит вопрос об условиях работы. Но согласно статистическим данным, 28‑32 % рабочих мест в разных отраслях экономики Украины не соответствуют гигиеническим требованиям.
По мнению директора Института медицины труда АМН Украины Юрия Кундиева, такое положение вещей связано с тем, что системы жизнеобеспечения на рабочих местах не функционируют или функционируют ненадежно.
А это значит, что сотрудникам приходится работать с устаревшим оборудованием. Более того, современный человек уже настолько привык к технике, что забывает о ее небезопасности.
«Когда я заявил своему начальнику, что для более эффективного выполнения возложенных на меня обязанностей нужен хороший монитор, который не портит зрение, и быстрый, но при этом бесшумный процессор, в ответ услышал: «Обойдешься», — жалуется Антон, сотрудник одной из столичных страховых компаний. Начальство сообщило следующее: мол, договоры можно распечатывать и читать с листа, чтобы глаза не болели, а если на компьютере одновременно не держать массу открытых окон, он будет просто летать. «И это притом что за шесть лет работы в компании моему компьютеру лишь до 512 МБ увеличили память!» — справедливо возмущается специалист.
Впрочем, помимо морально устаревшей техники, работодатели предпочитают не замечать и нарушения санитарных норм, например, некорректно оборудуя офис в стиле open space. Активно экономя арендуемые метры, они не соблюдают следующие требования: расстояние между боковыми поверхностями мониторов должны быть не менее 1,2 м, а между тыльными — не менее 2,5 м. Кроме того, площадь одного оборудованного ПК рабочего места должна быть не менее 6 кв. м. И, наконец, компьютеры «сушат» воздух, что грозит пользователю постоянными ринитами и проблемами со слизистой глаз.
Холодно-жарко
В преддверии летних деньков ребром встает и вопрос с кондиционированием воздуха в офисах. Мало того, что в традиционный период отпусков сложно сосредоточиться на исполнении обязанностей, так еще избыточная или недостаточная температура может вмешаться в планы компании повысить, скажем, продажи или эффективность работы отдела.
«Тружусь в крупной компании, но наше подразделение, работа которого не подразумевает непосредственного общения с заказчиками, переселили в бывшее заводское здание, чтобы сэкономить на аренде. Кондиционеры есть, но они чаще всего или сломаны, или же их все равно не включают, потому что под ними сидят люди, которые постоянно болеют.
Окна тоже открыть невозможно — из‑за сквозняка кто‑то простудится либо же ветром со столов уносит документы. Одним словом, вряд ли я смогу пережить второе лето в таких условиях», — рассказывает Анна Цвиркун, которая с приходом тепла начала задумываться о смене работы.
Причем от проблемы «холодно / жарко» не застрахован ни один работодатель — недовольные сотрудники найдутся и в некондиционируемом офисе, и в бизнес-центре А-класса с централизованной системой климат-контроля. Однако руководство компании может предпринять некоторые шаги, чтобы выглядеть в глазах персонала заботливыми.
В офисах, где кондиционеров нет, можно закупить хотя бы вентиляторы, бесперебойно обеспечивать коллектив водой, а в дни, когда градусник зашкаливает, делать сокращенный рабочий день или вообще предоставлять сотрудникам возможность работать «на удаленке». В компаниях, где кондиционеры установлены, также можно придерживаться этих советов плюс постараться правильно рассадить коллектив, разделив «морозоустойчивых» и «теплолюбивых».
Работа с возражениями
Вторая часть проблем, отражающаяся на качестве работы сотрудника и его здоровье, связана не с техническим обеспечением, а с эмоциональной напряженностью. Во-первых, нервозность работы может быть связана с ее интенсивностью или спецификой профессии. Например, это относится ко всем, кто в силу функциональных обязанностей вынужден постоянно общаться: sales-менеджеры, операционисты в банке, сотрудники call-центров и т. д.
В этом случае руководство компании может помочь белым воротничкам, если научит их правильным моделям поведения в стрессовых ситуациях. Известно, что большинство менеджеров по продажам «слетают с катушек», если им долгое время не удается ничего продать. Для того чтобы избежать нервного срыва, работодатель может отправить сейлзов на тренинги по продажам. С одной стороны, там их научат работать с возражениями (уговаривать клиента купить что‑либо), с другой — абстрагироваться и не принимать близко к сердцу отказ.
Во-вторых, психическое напряжение может быть связано с нездоровым климатом внутри коллектива. Обычно причинами напряженности становится внутренняя конкуренция, подсиживание, сплетни, необходимость льстить начальству и пр. Справиться с проблемами такого рода ни один тренинг не поможет. В данном случае необходимо искать причину зла. Вероятнее всего, руководству нужно пересмотреть стиль управления и изменить принципы построения корпоративной культуры.
Некомпанейские компании
Стихийно ли сложились неадекватные условия труда в компании или виновно в том пресловутое сокращение издержек, в любом случае компании и ее сотрудникам стоит бороться за повышение качества офисной жизни. Менеджеры, далекие от народа, могут и не догадываться, что невысокие результаты работы связаны с недостатком кислорода в помещениях. Поэтому, чтобы избежать как минимум обвинения в низкой квалификации, следует настаивать на изменении подхода к обустройству офиса.