Вчера, 27 февраля, Верховная Рада назначила новым министром здравоохранения Олега Мусия. Ранее парламент отправил в отставку с этого поста Раису Богатыреву. Одна из проблем, которую придется решить нынешнему руководителю, — острая проблема подорожания лекарств.
По данным исследовательской компании Proxima Research, с 2010 по 2013 г. украинский фармрынок вырос примерно с 23,5 млрд грн до 35,8 млрд грн. Соотношение розничного и госпитального сегмента в денежном выражении осталось практически неизменным — 85 к 15 в 2010 г. и 84 к 16 в 2013 г.
По информации исследовательской компании SMD, в этот период доля отечественный продукции в аптечном сегменте увеличилась с 26,4 % до 27,8 %, в натуральном — снизилась с 65,9 % до 63,8 %. Еще одна исследовательская компания «Бизнес-кредит» приводит другие цифры: средняя розничная цена одной упаковки медпрепаратов выросла с 17,8 грн до 26,7 грн, или на 50 %.
Наследство
Предыдущее правительство сделало многое, чтобы вытеснить импорт. Как рассказывал ранее «Капиталу» председатель Государственной службы по лекарственным средствам Алексей Соловьев, еще в 2010 г. было принято решение, чтобы привести украинское законодательство в соответствие европейским нормам, в частности стандартам GMP (Good Manufacturing Practice — международный стандарт, применяемый при изготовлении лекарственных средств. — «Капитал»). Это привело к резкому сокращению количества украинских фармпроизводителей — с 151 в 2010 г. до 111 в 2013 г., поскольку ушедшие с рынка не смогли обеспечить выпуск качественной продукции согласно требованиям GMP. Однако последняя норма до 15 февраля 2013 г. касалась только отечественных фармзаводов. И только чуть более года назад под это требование стали подпадать импортные поставщики. По словам Соловьева, после вступления в силу требований GMP для импортеров украинские специалисты инспектировали те зарубежные предприятия, которые не имели подтверждения соответствия производства надлежащей производственной практике. По итогам 230 проверок было выдано только 79 позитивных отчетов. Как результат — в 2013 г. доля украинских фармпроизводителей на внутреннем рынке, включая госпитальные и розничные продажи, выросла в денежном выражении до 34 %, указывал ранее Соловьев.
Острые проблемы
Одна из наиболее актуальных сегодня проблем — сохранение уровня государственных закупок необходимых лекарств в связи с резким падением национальной валюты, считает Михаил Бно-Айриян, советник по вопросам здравоохранения бывшего вице-премьера Константина Грищенко. «В структуре госзакупок доля иностранных препаратов весьма значительна, что ставит под вопрос реальность выполнения целого ряда государственных программ, на которые предусмотрены средства в бюджете-2014», — добавил он. Директор департамента внешних связей фармацевтического холдинга STADA CIS Иван Глушков считает, что иностранные лекарства в ближайшее время будут дорожать пропорционально изменению курса доллара. «При сохранении текущего курса (на уровне 11‑12 UAH / USD. — «Капитал») импортные препараты прибавят в стоимости примерно 50 %», — уточнил эксперт. Председатель наблюдательного совета группы фармкомпаний «Лекхим» Валерий Печаев подчеркнул, что отечественные фармпроизводители пока пытаются сдерживать цены, но из‑за подорожания импортных составляющих некоторые уже начали понемногу (на 5‑6 %) их повышать.
Для решения этой проблемы необходимо предпринять два шага: провести переговоры с поставщиками о сохранении цен в гривне и увеличить прозрачность тендерных закупок, что позволит в принципе компенсировать падение нацвалюты, полагает Бно-Айриян. Прозрачности можно добиться, отказавшись от приобретения лекарств у посредников и перейдя к прямым контрактам с мировыми производителями, говорит советник, ведь «это сэкономит как минимум 15‑20 % бюджетных средств, предусмотренных на закупку медпрепаратов».
Задачи для министра
Предыдущее правительство не успело воплотить в жизнь несколько своих инициатив, которые способствовали бы развитию фармацевтического рынка. По мнению Бно-Айрияна, необходимо сделать более прозрачной процедуру регистрации медпрепаратов, в том числе упростить регистрацию лексредств, аналогов которых нет в Украине. В частности, 14 февраля Константин Грищенко провел совещание, посвященное этому вопросу, на котором была поддержана данная инициатива. «Мы инициировали внесение изменений в законодательство об одностороннем признании регистрации лекарственных препаратов, которые уже зарегистрированы в ЕС Европейским медицинским агентством по централизованной процедуре», — сказал «Капиталу» Соловьев. В основном это касается инновационных препаратов, к примеру, для лечения онкологических заболеваний или ВИЧ / СПИДа. «Когда производители выводят на рынок подобные препараты, они прежде всего стремятся их предложить на наиболее емких денежных рынках — например, Евросоюза и США. И только после этого начинается регистрация в других странах», — объяснил собеседник. Если в нашей стране будет признана регистрация препаратов, которые уже прошли эту процедуру в ЕМА, то серьезно расширится перечень доступных для украинцев препаратов, подтвердил Соловьев. «В мире разработаны 65 молекул, которые применяются для лечения онкологических препаратов, но в Украине зарегистрированы только половина», — объясняет эксперт.
Валерий Печаев уверен: новому министру необходимо продолжить реализацию пилотных проектов по внедрению системы возмещения стоимости лекарственных средств (реимбурсации. — «Капитал») как первого шага к страховой медицине. «Страховая медицина позволит решить одну из самых острых проблем украинского здравоохранения — отсутствие персонализированной ответственности государства перед пациентами», — сказал вице-президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Евгений Найштетик. По его оценке, при стоимости одного полиса в 1,2 тыс. грн общие затраты на покупку страховок всем гражданам Украины составят 54 млрд грн.
Основные сложности у Олега Мусия могут быть связаны с возможным ростом цен на лекарства из‑за девальвации гривни. Иван Глушков считает, что новый министр здравоохранения не сможет оперативно решить проблему с ростом цен на импортные препараты, поскольку все возможные решения выходят за рамки полномочий Минздрава. С таким мнением соглашается и Валерий Печаев.