Кто именно станет новым министром регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, до последнего момента было неизвестно. В отрасли даже ходили слухи, что министерство будет расформировано, а куратором строительной отрасли станет Минсоцполитики. Но слухи оказались преждевременными. Эту должность получил бывший мэр Винницы Владимир Гройсман.
Владимир Гройсман — молодой политик, родившийся в Виннице. В 2005 г. он стал секретарем городского совета Винницы, а уже через год был избран мэром областного центра. На выборах 2010 г. он вновь занимает эту должность с рекордным для областных центров результатом, набрав 77,8 % голосов избирателей. Коллеги говорят, что сильные стороны политика — сферы жилищно-коммунального хозяйства и самоуправления. Например, сейчас он занимает пост вице-президента Ассоциации городов Украины и общин по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. На посту главы Минрегионстроя Гройсману придется решать совсем иные задачи, на уровне государства. Такого опыта у него пока нет.
— Владимир Борисович, многие главы министерств намерены начать свою работу с «чистки» своей команды. Намерены ли Вы полностью пересматривать свой штат?
— Я не являюсь кадровым революционером и оцениваю специалистов по их профессиональным качествам. Если люди профессиональны и понимают, что они должны служить людям, работать над улучшением ситуации, служить обществу, то почему нет? Но если специалист старается только усидеть на своем месте, то решение по увольнению будет принято быстро.
— Намерены ли пригласить в Киев кого‑то из членов своей винницкой команды?
— Нам удалось создать профессиональную команду в Виннице, которая сплоченно проработала практически восемь лет. Если это необходимо, то специалисты министерства могут воспользоваться опытом моей команды в Виннице. Это можно сделать на расстоянии.
Моя задача абсолютно понятна — это децентрализация власти, децентрализация финансов, создание для общин реальных финансовых механизмов, когда они смогут зарабатывать деньги для своего бюджета и инвестировать прибыль в свое развитие. Самое главное в моей сфере — найти болевые точки и стабилизировать ситуацию.
— Будете предпринимать какие‑то шаги для увеличения темпов строительства?
— Министерство должно вырабатывать правила игры на рынке. А эти правила должны быть мотивационными. Мы проанализируем существующие программы и будем принимать решения.
— Сейчас в Украине существует свыше 3 тыс. долгостроев. Каким образом планируете решать эту проблему?
— В Виннице нет ни одного жилищного долгостроя. Мы их все достроили. Но сначала нам нужно разобраться, что это за объекты, как они появились и почему. После этого можно принимать решения, которые могут быть разными. К примеру, в кризис 2008‑2009 гг. один из инвесторов заморозил строительство жилого комплекса, в составе которого был еще и важный для отдаленного микрорайона объект — баня. Мы все это приняли в коммунальную собственность. Жилую часть комплекса достраивали по городской программе «Муниципальное жилье г. Винница» (программа для бюджетников, молодых людей и льготников разных категорий; цена — гораздо ниже, чем на первичном рынке недвижимости, практически по себестоимости). А банный комплекс строили в основном за средства бюджета. Жилье сдали еще в 2012, муниципальную баню — год спустя.
— Одна из главных проблем строительной отрасли — это отсутствие кредитования. Будете способствовать тому, чтобы привлечь кредиты в строительство?
— В том случае, если ресурсы необходимы, то их можно привлечь из бюджетов разных уровней, международных финансовых организаций, банков. Наличие средств — это хорошо. Но очень важно для нас, чтобы они работали. Наиболее правильная для нас формула: нам нужны деньги, чтобы построить то, что нужно людям.
— Строители жалуются, что процедура выделения земельных участков сейчас не очень простая
— Все процедуры должны быть прозрачными, максимально упрощенными и понятными для наших жителей. Более того, количество разрешительных процедур нужно пересматривать. Это касается земельных отношений, сферы строительства и пр. Например, сейчас ввести дом в эксплуатацию очень сложно. А должно быть просто. Мы посмотрим, при помощи каких нормативных актов сможем быстро навести порядок.
— Как планируете бороться с коррупцией?
— Надо бороться не просто с коррупцией, а с ее основами. Если от чиновника будет мало что зависеть, тогда ему не за что давать деньги. Это самое главное. Я хочу, чтобы каждый, кто будет работать со мной, услышал: брать взятки нельзя.
— Какие первоочередные задачи будете предпринимать, кроме децентрализации?
— Об этом я сообщу уже на днях, в том числе и «Капиталу». Хотел бы подчеркнуть, что децентрализация власти и реформа местного самоуправления на основе наработок и опыта европейских стран — это как раз ключевая задача, от которой, на мой взгляд, зависит будущее всей нашей страны и каждой общины в частности.