Если верить официальным данным крымских властей, за присоединение полуострова к России проголосовали более 95 % всех избирателей при крайне высокой явке — 83,1 %.
Лидеры практически всех стран, которые высказывались на эту тему, единодушны: референдум признан не будет.
Плебисцит, и правда, не отвечает никаким принятым в приличных странах нормам. За десять дней невозможно подготовить референдум по такому щекотливому вопросу так, чтобы потом избирателям не было мучительно больно за бездарно потраченные голоса: в Шотландии, например, аналогичная процедура займет 2,5 года.
Более того, в Крыму агитировали только за один вариант — присоединение к России. На полуострове третью неделю находятся российские военные, которых до сих пор не хотела признавать Россия. Эту же страну представляли и почти все немногочисленные наблюдатели, остальных даже не пустили на порог.
Уже последнее обстоятельство позволяет сделать вывод, что референдум нелегитимен: в отсутствие беспристрастных свидетелей нарисовать можно любой итог. Но, несмотря на все, результат почти наверняка выражает мнение большинства местного населения. Оно не раз фиксировалось. Так, компания GfK за несколько дней до голосования выявила, что за переход в Россию выступают 70 % жителей Крыма.
Новыми россиянами двигала, однако, банальная жадность. Последние две недели на крымчан вылили массу обещаний: и пенсии в России вдвое больше, и зарплаты выше, и бензин дешевле — и в Крыму будет так же. «Мои подружки вокруг все стали россиянками, Путина поддерживают. Они мне постоянно завидовали, у меня пенсия вдвое больше», — передает в Facebook блогер Игорь Степанов разговор со своей матерью, живущей в Крыму российской пенсионеркой.
Если раньше в Украине голоса людей покупали за несколько килограммов гречки, то теперь достаточно обещаний.
Крымчанам придется на своей шкуре узнавать, что такое на самом деле жизнь в России. Можно взглянуть на Чечню, которая из всех 83 регионов даже через десятилетие после окончания войны России занимает 82‑е место по объему производства, 70‑е — по инвестициям в основной капитал. Лидирует республика по безработице — не трудоустроены более 30 % населения, а 80 % денег в бюджет она получает из Москвы. Впрочем, достаются они верхушке — по доходам на душу населения Чечня тоже плетется в хвосте. Россия могла позволить себе купить спокойствие в одном регионе, но хватит ли у нее на два на фоне падающей экономики, которую дополнительно подкосят санкции?
Прообещавшегося политика можно попробовать сменить на следующих выборах, вернуться обратно Крыму будет нельзя: в России даже призыв к отделению региона карается тремя годами тюрьмы. Теперь жителям полуострова придется узнать, что они купили и сколько на самом деле стоили их голоса.