Отечественные цементные заводы — одни из самых технически отсталых и затратных по сравнению с аналогичными предприятиями Европы. Так называемый мокрый способ производства «серого вещества», преимущественно используемый в Украине, устарел еще до обретения страной независимости. Главное его отличие от сухого метода — использование воды в технологическом цикле, а главный недостаток — высокая, по сравнению с безводным, энергоемкость.
Сегодня до трех четвертей производимого цемента отгружается насыпью, и многие покупатели подделывают его. Они разбавляют купленный продукт различными примесями (часто абсолютно бесполезными с точки зрения потребительских свойств), фасуют его и продают под маркой производителей. «Доля продаж контрафактной цементной продукции превышает 20 % общего объема рынка», — утверждает аналитик аналитического департамента компании Pro-Consulting Сергей Михальчук.
Выход из технологического и сбытового тупика эксперты и руководители отрасли видят в коренной модернизации предприятий и совершенствовании сбытовых схем.
Показатели
С начала кризиса отечественная цементная промышленность безнадежно стагнирует. Если в докризисную пятилетку (2003‑2007 гг.) среднегодовые темпы прироста производства цемента составляли 16 %, то в 2009‑2013 гг. выпуск, резко снизившись в 2009‑м на 36,3 %, остается примерно на одном уровне — немногим менее 10 млн т в год. Правда, объем производства цемента немного вырос в 2011 г. (на 14 % по сравнению с 2010 г.), что было связано с подготовкой страны к Евро-2012, но после ее завершения вернулся к стагнационному показателю.
«В 2013 г. мощности цементных предприятий были загружены на 40 %. Было выпущено 9,7 млн т продукции, что на 0,5 % меньше, чем в 2012 г., — подводит прошлогодние итоги исполнительный директор ассоциации «Укрцемент» Петр Лопатьев. Цементников подвел внутренний рынок (потребляющий 97 % производимого), который в прошлом году сузился, по данным Госстата, на 4,4 % по сравнению с 2012 г. «Показатели строительной отрасли в 2013 г. упали на 16 %, — отмечает Евгений Тимошенко, руководитель департамента риск-менеджмента международной юридической фирмы «Integrites», — а сбыт компенсировали за счет 27 %-го роста экспорта».
В таких условиях даже стабильную работу можно считать прорывом. «На фоне снижения объемов строительства в 2013 г. нашей компании удалось сохранить долю рынка на уровне 15 %», — хвалится генеральный директор «Евроцемент-Украина» Олег Лопатин.
В текущем году цементники не рассчитывают даже на стагнацию. «Ожидается, что в 2014 г. темпы падения потребления цемента в стране вырастут, достигнув около 10 %, — говорит Олег Лопатин, отмечая, что это может привести к незначительному падению цен (на 0,2 %). — Однако начиная с 2015 г. экономическая ситуация в стране начнет меняться, и уже к 2018 г. прогнозируется рост потребления цемента на уровне 4,5 %». Представители отраслевой ассоциации более оптимистичны. «По нашим прогнозам, в 2014 г. производство останется на прежнем уровне или снизится на 5 %, — сообщает Петр Лопатьев, констатируя, что на сегодняшний день фактически отсутствуют какие‑либо предпосылки для роста строительного рынка в Украине и старта грандиозных проектов, которые могли бы оживить отрасль.
Экспорт/импорт
Экспорт цемента отечественного производства в 2013 г. вырос более чем на четверть и достиг 236,2 тыс. т по сравнению с 2012 г. (выручка при этом увеличилась лишь на 14,3 %, до $ 17,6 млн). Основными рынками сбыта стали Россия и Беларусь, на долю которых пришлось соответственно 47,6 % и 43,8 % от общего объема поставок (в натуральном выражении).
Примечательно, что еще два-три года назад поставки украинского цемента на российский рынок не достигали и 1 % общего объема экспорта этого продукта. Дело в том, что потребление его в России ежегодно растет благодаря реализации там проектов жилищного (программа строительства доступного жилья) и инфраструктурного строительства, включая подготовку к Олимпийским играм и чемпионату мира по футболу (состоится в 2018 г.). Так, в 2013 г. цементный рынок России достиг своего постсоветского максимума — производство выросло на 8 % (до 66,4 млн т) по сравнению с 2012 г., а потребление, которое на 92‑93 % состоит из российской продукции, — на 7 % (до 69,7 млн т). По прогнозу аналитиков, спрос на цемент в соседней державе будет расти, однако темпы этого роста несколько снизятся (до 3‑4 % ежегодно). Объем потребления цемента в России в 2020 г. может достичь 105 млн т.
на 73 % меньше энергоносителей требуется на производство цементного сырья по технологии, которая в Украине почти не используется
Собственно уже сегодня российских производителей цемента беспокоит ежегодно растущая доля импорта в общем объеме потребления этого стройматериала (в 2011 г. она составляла 4,9 %; в 2012 г. — 7,8 %; в 2013 г. — 8,6 %), что может стать поводом для применения таможенных санкций. «Экспорт украинского цемента в Россию может быть ограничен путем квотирования, как это было сделано ранее по отношению к российскому цементу в Украине», — предполагает Евгений Тимошенко.
В свою очередь из России в нашу страну ежегодно поступают куда более значительные объемы цементной продукции. В 2013 г. общий объем импорта составил 1,2 млн т, а российская доля в нем — 1,1 млн т. Однако в товарной структуре импорта 90 % занимает клинкер — сырье для производства цемента. По словам представителей ассоциации «Укрцемент», отечественные промышленники полностью обеспечены сырьем украинской добычи для собственных производственных нужд. «Объем импорта клинкера объясняется политикой отдельных компаний. К примеру, российская группа «Евроцемент» (объединяет предприятия в России, Украине и Узбекистане) предпочитает обеспечивать свои потребности за счет сырья, произведенного на других мощностях холдинга», — отмечает Петр Лопатьев.
Модернизация
Но проблемы украинских цементников заключаются не только в низком спросе на их продукцию. Украинская цементная отрасль — одна из самых отсталых и энергоемких в Европе (затраты на энергоресурсы составляют 60‑70 % себестоимости продукции ). По данным «Укрцемента», на 73 % мощностей цементной промышленности (39 печах) применяется устаревший «мокрый» способ производства, тогда как, например, в Польше так работают лишь 2 % мощностей.
Впрочем, еще 6 лет назад доля «мокрых» мощностей составляла 92 %. «В отрасли наблюдается четкая тенденция к модернизации предприятий. В основном средства выделялись на переход с природного газа на уголь, на организацию замкнутого цикла помола цемента, а также на строительство новых «сухих» линий по производству цемента», — рассказывает Петр Лопатьев. Операторы рынка продолжают осовременивать мощности своих предприятий несмотря на связанные с этим убытки. «Рентабельность отрасли уже находится на достаточно низком уровне, многие предприятия работают в убыток, — отмечает Сергей Михальчук. — Причем значительные расходы на модернизацию — один из факторов этого. Однако эти процессы необходимы и необратимы». Постоянно ужесточающаяся конкуренция на рынке заставляет собственников украинских цементных заводов планомерно совершенствовать производство с целью снизить затраты. «Переход с «мокрого» на «сухой» способ производства способствовал бы значительному снижению себестоимости цементной продукции, — подчеркивает Петр Лопатьев, — Однако подобное переоснащение требует значительных инвестиций».
К примеру, запуск в 2011 г. новой технологической линии по производству цемента безводным способом на ПАО «Подольский цемент» годовой мощностью около 2,3 млн т обошелся собственнику в 2 млрд грн. По оценкам аналитиков, для перехода всех украинских цементных мощностей с «мокрого» на «сухой» способ производства необходимо не менее $ 1,6‑2 млрд.Ярчайшим примером недоинвестирования эксперты называют «Николаевцемент» (Львовская обл.). Предприятие мощностью 1,4 млн т цемента в год регулярно получает претензии от местных экологов. В сентябре 2013 г. начальник отдела экологической экспертизы и атмосферного воздуха Львовской ОГА Игорь Кравец заявил, что завод регулярно осуществляет залповые выбросы загрязняющих веществ, наносящие существенный вред окружающей среде. Экологи требуют провести реконструкцию пылегазоочистительного оборудования, грозя приостановкой предприятия.
Ранее подобные требования выдвигались французской компании Lafarge (предыдущему владельцу предприятия). То есть проблемы перекочевали вместе с приобретенным активом к новому собственнику. В октябре прошлого года ирландская компания Cement Roadstone Holdings (CRH) завершила сделку по покупке 99,26 % акций «Николаевцемента» у Lafarge за € 96 млн. CRH вышла в лидеры по выпуску цемента в стране с долей более 25 %. На украинский рынок компания вышла в 1999 г., купив «Подольский цемент» (Хмельницкая обл.), а в 2011‑м — 51 % акций Одесского цементного завода (до конца 2014 г. планирует приобрести оставшуюся долю).
Аналитики ожидают, что новый собственник в ближайшей перспективе проведет полную модернизацию завода. «Сегодня завод работает в обычном режиме, — сообщила «Капиталу» пресс-секретарь ПАО «Николаевцемент» Надежда Пискоровская. — Команда руководителей изучает существующие бизнес-процессы предприятия, сильные стороны в его работе и аспекты, требующие совершенствования. Это даст возможность определить кратко- и долгосрочные планы развития завода с целью дальнейшего удержания его конкурентоспособности на рынке и возможности инвестировать».
Нововведения
Конкуренция обострится еще и потому, что на рынке в ближайшее время появятся сразу несколько новых предприятий. В ІІІ квартале 2014 г. в составе ПАО «Ивано-Франковскцемент» должен быть запущен первый в стране завод по выпуску специальных цементов (строительство началось в 2013 г.). Годовая мощность «Ивано-Франковскцемента», одного из современнейших предприятий в стране (мощность — 1,2 млн т в год, запущен в 2008 г., работает на «сухом» способе производстве), увеличится на 1 млн т специальных цементов, применяющихся в дорожном строительстве и в добывающей промышленности, в том числе при добыче сланцевого газа.
По словам председателя наблюдательного совета «Ивано-Франковскцемента» Николая Круця, в финансировании проекта участвуют пять финучреждений — Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития, Банк Дании, Райффайзенбанк и государственный Укрэксимбанк (без указания общей суммы инвестиций), а сроки окупаемости составят пять лет. «В предыдущие годы продукция «Ивано-Франковскцемента» в нашей области присутствовала незначительно. Большая часть цемента использовалась для собственного потребления (производство шифера, труб, тротуарной плитки, продукции заводов ЖБИ). Некоторая доля экспортировалась и лишь незначительные объемы попадали на внутренний рынок. Запуск нового цементного завода значительно увеличит производственные мощности, и компания получит возможность максимально обеспечить потребителей внутреннего рынка высококачественным цементом», — говорится на сайте ПАО «Ивано-Франковскцемент».
Осуществлять отгрузку цемента на внутренний рынок планирует и строящийся возле Керчи с 2009 г. завод «Альтцем» (годовая мощность 4 млн т цемента). Эту стройку затеяла финансово-промышленная группа «Альтком» (Донецк), занимающаяся проектированием и возведением объектов энергетики, промышленности и гражданского строительства, а также строительством автодорог. «Годовой объем потребления цемента подразделениями компании напрямую зависит от количества заказов и объемов работ, поэтому сказать, какую конкретно долю производства будет использовать «Альтком», на данный момент трудно. Однако уже сейчас понятно, что значительная часть продукции будет продаваться как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Именно с этой целью планируется реконструкция порта компании «Камыш-Бурун», — рассказали в пресс-службе компании «Альтком».
Аналитики отмечают, что существующим цементным заводам будет трудно конкурировать с новыми и высокоэффективными предприятиями. Ведь, как отмечает Тимошенко, на производство тонны клинкера (цементного сырья) «сухим» способом требуется на 73 % меньше энергоносителей, по сравнению с «мокрым».
Евгений Тимошенко,
руководитель департамента риск-менеджмента международной юридической фирмы «Integrites»
— Оцените инвестиционную привлекательность цементной отрасли.
— Сегодня 92 % цементных активов принадлежит иностранным инвесторам, большая часть которых зашла в отрасль еще до 2000 г. Поэтому если говорить о дальнейшей инвестиционной активности, то мы наблюдаем ее в формате строительства относительно небольших заводов с привязкой к очагам потребления. Приход или уход крупных собственников из‑за рубежа сегодня маловероятен, так как восстановление отечественного строительства затягивается, а для полноценной работы на экспорт нужны капитальные инвестиции, на которые бизнесмены вряд ли решатся при нынешнем инвестиционном климате.
— В последние несколько лет многие цементные предприятия работали с отрицательной рентабельностью (в основном «мокрые» производства). Как вы считаете, смогут ли цементники получить прибыль в ближайшее время?
— На рентабельность влияет слабая конъюнктура рынка, которая вынуждает снижать цены, и незавершенность процесса перехода на альтернативные газу виды топлива. Кроме того, члены ассоциации «Укрцемент» по собственной инициативе начали в 2014 г. введение единых европейских стандартов качества, а это означает дополнительные затраты. Поэтому существенного роста рентабельности украинских предприятий на фоне слабого строительного рынка ожидать не стоит.
— Как вы считаете, позволит ли конъюнктура рынка и далее инвестировать в украинские производства с целью модернизации мощностей?
— В последние 10 лет ежегодный объем инвестиций в отрасль не превышал € 200 млн, чего явно недостаточно. По нашим предположениям, не менее половины ежегодных затрат цементников было направлено на капитальные ремонты, восстановительные работы, развитие инфраструктуры. При новых собственниках инвестиции в основном выделялись на второстепенные задачи — вроде автоматизации процессов, установки систем дозирования и снижения выбросов. Думаю, что существующая рыночная ситуация замедлит поток инвестиций в развитие цементной промышленности.