Процедура перлюстрации профилей соискателей в социальных сетях не является обязательной практикой для рекрутеров компаний. Тем не менее кладезь информации практически о каждом из нас находится в открытом доступе, и не обратиться к нему для HR-менеджера иногда должностное преступление. Корреспонденты «Капитала» выясняли, когда соискателям полезно открывать «виртуальные карты», а когда чрезмерный эксгибиционизм в сети может сыграть злую шутку.
Не болтай
«Профиль в социальной сети — это прежде всего показатель общей вменяемости человека, — считает специалист по подбору и адаптации персонала Ирина Абрамович. — Поэтому анализируется все — от объема и сути информации профиля до комментариев под фотографиями». Несовпадение данных о бывшем работодателе, семейном положении, образовании с реальным положением дел может вызвать недоверие. Причиной отказа может послужить и избыточное количество публикаций в профиле о предыдущем месте работы, особенно если вакансия связана c необходимостью хранения коммерческой информации.
«Меня настораживают публикации со сценами насилия, — рассказывает эксперт. — Возможно, владелец профиля испытывает проблемы с контролем негативных эмоций или имеет психические отклонения».
Характер записей часто помогает рекрутерам составить более детальный портрет потенциального соискателя. Часто на их решение могут повлиять, на первый взгляд, весьма незначительные мелочи. Ярого любителя футбола могут не взять в коллектив, где все увлекаются шахматами. Конечно, это гиперболизированный пример, и все же опытные специалисты по подбору персонала утверждают, что создание комфортных условий работы в коллективе чрезвычайно важно. Индивидуальные качества не смогут заменить слаженную командную работу.
«Человек приходит не просто на работу, а в уже сложившуюся команду, — подтверждает HR-менеджер компании «ABBYY Украина» Людмила Свадковская. — И очень важно, чтобы новый коллега наряду с профессиональным соответствием удачно влился в коллектив». Личные качества могут сыграть более значительную роль, чем профессиональные. Увлеченность делом, схожесть интересов с будущей командой — эти моменты легко выудить из социальных сетей — могут резко увеличить шансы на получение желанного места.
На руку соискателю
«Однажды на собеседовании у меня спросили о моей собаке и сказали, что я могу приходить с ней на работу, — делится своим удивительным опытом прохождения собеседования программист Андрей. — Признаться честно, мне было приятно, что компания заботится о подобных мелочах и сделала мне такое предложение». Как выяснилось, менеджер по персоналу узнал о питомце из профиля на Facebook.
Иногда для соискателя новая практика специалистов по персоналу несет больше пользы, чем негатива. Получив больше информации, работодатель подберет кандидату подходящее окружение и, наоборот, заранее предупредит обо всех возможных неудобоваримых для отдельно взятого человека нюансах. Проанализировав данные профиля, HR-специалист может дополнить предложение нестандартными пунктами, и пример с собакой тому подтверждение.
Благодаря социальным сетям кандидаты, которые в силу тех или иных причин не подошли на должность, могут помочь в поиске работы своим друзьям. «Я достаточно часто добавляю в друзья уже «отслушанных» кандидатов, — объясняет механизм работы HR-службы с социальными сетями Ирина Абрамович. — Профессиональные связи соискателей потом могут пригодиться, чтобы закрыть другую вакансию».
Репутационные риски
Как ни удивительно, но специалисты не рекомендуют пытаться выстроить идеальный виртуальный профиль в социальных сетях. Все равно это не поможет получить желанную работу, поскольку не менее важно суметь успешно пройти реальное интервью и правильно ответить на вопросы опытного психолога.
Важно помнить, что приватность в интернете — довольно условна, и не стоит беспечно делиться не предназначенной для широкого круга лиц информацией. Хорошая репутация в социальных сетях скоро может стать таким же важным фактором, как и рекомендация с бывшего места работы.