Непал расположен на пути из Тибета в Индию и благодаря этому веками накапливал черты обеих культур — они переплетались между собой, впитывая традиции многих высокогорных народов. Сегодня Катманду, столица Непала, встречает гостей невероятным многообразием. Тут можно увидеть и смуглых красавиц, ничем не уступающих звездам Болливуда, и покрытых пеплом индийских аскетов-садху, требующих бакшиш даже за то, что вы стоите рядом. Есть здесь и завернутые в оранжевые одеяния буддийские монахи, сдержанные и отрешенные от мирской суеты. И молчаливые невысокие и широкоскулые жители высокогорья, которые, кажется, сами стали воплощением древнего духа затерянных в горах поселений.
Такое разнообразие жителей Катманду превращает быт местного населения в нескончаемый поток ритуалов. Рождение или смерть, будни или праздники — на каждый случай тут имеется своя неповторимая церемония. Огромные храмовые комплексы на площадях и небольшие святилища, установленные практически в каждом дворике, — все они создают особую духовную атмосферу этого места.
Долина десяти миллионов богов
Долина Катманду разместилась за грядой Внутренних Гималаев, а с восточной стороны ее подпирают Большие Гималаи, где расположены так называемые восьмитысячники — самые известные вершины мира во главе с легендарным Эверестом.
Когда попадаешь в город, возникает ощущение, что это специально созданный островок с тропическим климатом и плодородной землей, окруженный со всех сторон снежными горными вершинами. Но не стоит забывать, что долина находится на высоте 1300 м над уровнем моря. Так что при планировании даже непродолжительной поездки туристам рекомендуется предварительно увеличить ежедневную физическую нагрузку, чтобы помочь организму пройти акклиматизацию и избежать горной болезни.
Современные жилые дома в долине — это трех- и пятиэтажные кирпичные здания хаотичной застройки, без лифтов, ближе к окраинам они перемежаются с рисовыми полями. Большинство путешественников селятся в туристическом районе Тамель. Бесчисленные рестораны, гестхаусы, отели, турфирмы, магазины одежды и снаряжения для трекинга и, конечно же, ряды навязчивых торговцев этнической одеждой и сувенирами создают особое суетливое очарование этого места.
Три королевства
Традиционно в каждом крупном непальском городе должна быть королевская площадь — Дурбар-сквер. В Катманду их сразу три, так как в XV веке долина была поделена между наследниками короля Якша Малла на три города-королевства: Бхактапур, Патан и собственно Катманду. На каждой площади обязательно присутствуют богато декорированные резьбой многоярусные индуистские храмы с крышами типа пагод и выделяющиеся на их фоне устремленные в небо остроконечные каменные храмы Шивы. Патан и Бхактапур не так наводнены туристами, как Катманду, — из‑за открытости и доступности наблюдения за традиционными промыслами мастеров их считают городами ремесленников. В Патане на территории Дурбар-сквер, помимо храмов, можно найти музей индуизма и буддизма с очень богатой экспозицией. В Бхактапуре на каждой улице сосредоточены отдельные гильдии ремесленников: гончары, вязальщицы, точильщики ножей, а также многочисленные в этих краях «школы тханки» — завлекающие туристов салоны, продающие нарисованные изображения буддистских мандал.
Пашупатинатх — смерть без слез
На берегах священной реки Багмати приютился шиваистский храм с погребальным комплексом и домом престарелых, один из самых известных в мире индуистских храмов, посвященных богу Шиве, — Пашупатинатх.
Как и во все прочие индуистские святыни, вход на территорию храма для неиндуистов запрещен, но с противоположного берега реки можно увидеть, как готовят к переходу в будущую жизнь усопших. Мертвые проходят ритуальное омовение в водах реки. Чуть в стороне от храма на специальных каменных площадках покрывают тростником и кремируют покойников, предварительно завернув их в яркую ткань и облив маслом. Воды Багмати с древности были источником жизни для людей в долине Катманду, они же становятся последним пристанищем для праха, остающегося после церемонии сожжения. Родственники, присутствующие на обряде, не выдают явных признаков скорби, женщины одеты в повседневные яркие наряды, мужчины погружены в хлопоты. Напротив ступеней для погребения выстроен ряд лингамов — символических фаллосов танцующего бога. Совершая подношения им, женщины просят о благополучном продолжении своего рода.
Пашупати — одно из имен Шивы, в данном случае его ипостась, покровительствующая животным. А их тут немало: в прилегающем парке вас могут окружить стаи обезьян, но, как правило, они не идут на контакт с людьми. Также здесь можно увидеть несколько разновидностей диких газелей.
Глаза Будды
В получасе пешей прогулки от индуистского крематория расположена одна из величайших буддийских святынь не только Непала, но и всего мира — Ступа Боднатх. Это огромное куполообразное сооружение возвышается над платформой, квадратные площадки которой, ориентированные по частям света, образуют мандалу. В ее геометрии отображена модель Вселенной. С каждой из четырех сторон на мир смотрят глаза Будды, между которыми расположен третий глаз, направленный в себя, знак единства всего сущего. Вокруг подножия движется строго по часовой стрелке разношерстная толпа тибетских монахов, мирских паломников, индуистов и туристов западного мира. Одни совершают поклоны божествам ламаистского тибетского пантеона, другие молятся статуям Вишну, третьи, очарованные происходящим, возможно, впервые задумываются о пути для собственной души. Неподалеку выстроен комплекс монастырей и ламаистских храмов, вход в них свободный. Каждый может полюбоваться сакральной живописью на стенах, послушать речитативные молитвы служителей, зажечь свечку или благовоние и получить благословение.
Чтобы по‑настоящему ощутить атмосферу города, стоит сделать самое главное — увидеть встающее из‑за Гималаев солнце. В очень короткое время горизонт окрашивается в фиолетово-пурпурные тона, повсюду становятся слышны крики просыпающихся птиц, в многочисленных храмах и монастырях начинают звонить колокольчики. Как будто в ответ на это приветствие через несколько минут горы и облака над ними вспыхивают огнем, с крон деревьев срываются огромные стаи розовых цапель и прочих птиц. Здесь можно своими глазами увидеть то, что вдохновляло Николая Рериха на создание картин, где с пылающих багряных ледяных вершин на странников смотрят древние божества. Восходом можно любоваться с крыши любого гестхауса или отеля, но еще лучше заранее отправиться в «обезьяний храм», он же — Ступа Сваямбунатх.
Об этом храме, расположенном на высоком холме, ходит множество легенд. Говорят, молитвы, произнесенные в этой святыне, имеют огромную силу. На рассвете монахи совершают утренние круговые обходы, произнося молитвенные песнопения. Кроме них, множество обычных людей спешат совершить утреннюю молитву — кто у индуистских храмов, а кто у изображений Будды. Некоторые местные жители облюбовали это место для утренней разминки перед трудовым днем, а влюбленные парочки любуются отсюда раскрашенной в невероятные краски панорамой города и гор, выступающих над ним. Вскоре здесь появляются те, кто считает себя истинными хозяевами этого места, — стаи обезьян. Собирая съестные подношения у алтарей, они высматривают зевак, чтобы выхватить у них из рук что‑нибудь вкусное или красивое. Впрочем, группа из нескольких мамаш с детенышами может вполне мирно расположиться в полуметре и заняться вычесываем шерсти, что автоматически делает вас центром детской обезьяньей беготни.
После девяти часов к храмовому комплексу начинают прибывать туристические автобусы, и место, где еще пару часов назад прокручивали молитвенные барабаны монахи и совершали земные поклоны женщины в разноцветных одеждах, заполняется путешественниками, щелкающими фотокамерами. Если у вас не будет возможности посетить буддийскую святыню на рассвете, можно это сделать на закате: угасающий день провожают с такими же почестями, как и приветствуют.