Министерство инфраструктуры предлагает разрешить «Укрзалізниці» увеличить размер предоставляемых скидок на транзитные перевозки грузов с 30 % до 50 %.
Проект соответствующей инициативы был направлен на согласование в заинтересованные ведомства, сообщили «Капиталу» в пресс-службе Мининфраструктуры. Сейчас «Укрзалізниця» может предоcтавлять скидки в объеме до 30 % от транзитного тарифа, как правило, под гарантии поставки большого объема грузов по определенному маршруту.
Повышение льготных тарифов на перевозку транзитных грузов по железным дорогам — это шаг в верном направлении, полагает директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.
«В Украине и России в связи с охлаждением экономики сейчас наблюдается сокращение грузовой базы. Соответственно, усиливается конкуренция за грузы. Тарифный фактор и стоимость транспортировки для грузоотправителей сегодня являются основными», — добавил эксперт. По его мнению, грузы, которые в первую очередь нуждаются в получении льготных тарифов, — это железорудное сырье и уголь. «В основном речь идет о российском угле, который переориентировался на порты стран Балтии», — отмечает Сергей Вовк.
Еще несколько лет назад свыше 80 % транзитного грузопотока «Укрзалізниці» обеспечивал российский транзит либо транзит грузов, следующих через РФ. Последнее время компания «Российские железные дороги» стремится переориентировать оба этих потока на свои порты.
«Наиболее выгодные для российских грузовладельцев — местные порты, затем — порты стран Балтии» — заявил «Капиталу» источник в одной из дочерних структур РЖД. По его информации, россияне не собираются везти грузы в украинские порты, потому что у них есть проработанные схемы и маршруты. «Корректировать свою стратегию до конца года российские перевозчики не намерены», — резюмировал источник.
По мнению генерального директора Ассоциации международных экспедиторов Украины Юрия Приходько, объем транзитных перевозок зависит не только от стоимости услуг «Укрзалізниці», но и от качества предоставляемых услуг. «На украинской таможне грузы часто простаивают из‑за контролирующих органов, в то время как в России пропускают без проблем», — отметил он.
Согласно данным Государственной службы статистики, по итогам I квартала 2013 г. транзитные перевозки железнодорожным транспортом сократились на 23,6 % — до 9,15 млн т — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Перевалка транзитных грузов в украинских портах за январь-март 2013 г. также снизилась на 13,6 %, до 8,99 млн т, относительно соответствующего периода 2012 г.
Основные причины такого снижения, по мнению «Укрзалізниці»: предоставление при перевозках в рамках Таможенного союза приоритетов его членам — России, Беларуси, Казахстану; стагнация мировых рынков черной металлургии и минеральных удобрений; развитие транспортной инфраструктуры стран-конкурентов и частичная переориентация российского транзита с украинских портов на собственные, а также на порты стран Балтии.