Вчера Кабинет министров принял решение о передаче корпоративных прав Украинского банка реконструкции и развития (УБРР) от Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Министерству финансов. Соответствующее решение является техническим этапом в рамках создания нового Государственного банка развития (ГБР), который правительство намерено сформировать на базе УБРР. Такой подход позволит государству сэкономить на времени и стоимости получения лицензии и переложить оценку инвестиционных проектов с госчиновников на профессиональных банкиров.
Как создавался банк
Еще в начале марта первый вице-премьер Сергей Арбузов объявил, что правительство уже определилось со стратегией создания Госбанка развития. «Мы приняли за основу ныне действующий банк. У него сформирован капитал, финучреждение работает, есть финансовые результаты», — подтвердил он. Изначально правительство планировало создать новую финансовую структуру — банк первого уровня, который предоставлял бы ресурсы коммерческим банкам, кредитующим проекты под государственные гарантии, но впоследствии от этой идеи отказались.
Создание ГБР предусмотрено программой экономического развития на 2013‑2014 гг. По информации «Капитала», в настоящее время Кабмин готовит законопроект, в котором будут прописаны правила работы банка и специальные нормативы его деятельности. Также обсуждается, каким образом и из каких источников финучреждение будет привлекать ресурсы для кредитования. «Есть несколько вариантов, в зависимости от того, как он будет получать деньги. Если через уставной капитал, то УБРР станет крупнейшим банком Украины. Но есть и другой механизм. Все зависит от того, какой закон примет парламент», — говорил ранее первый вице-премьер.
По мнению опрошенных «Капиталом» банкиров, помимо варианта прямого вливания в уставной капитал, средства могут быть привлечены путем выпуска Минфином облигаций внутреннего государственного займа, которые банк впоследствии может частично монетизировать через рефинансирование НБУ. Подобный механизм уже был апробирован в 2009 г., когда государство в лице Минфина входило в капитал трех национализированных финучреждений — Укргазбанка, банка «Киев» и Родовид Банка.
Финансирование может быть осуществлено и из госбюджета. Но для этого необходимо внести соответствующие изменения в закон о госбюджете-2013, которые утверждаются парламентом. В любом случае, чтобы стать крупнейшим банком по уставному фонду, ему потребуется 16 млрд грн. В настоящее время, по данным НБУ, уставной капитал УБРР — 188 млн грн, а крупнейший уставной фонд в банковской системе сформирован государственным Укрэксимбанком — 16,4 млрд грн.
Финансисты считают проект правительства перспективным. «Идея рабочая, но ее нужно грамотно реализовать. Возникают вопросы: за счет каких средств будут сформированы пассивы, и сможет ли Украина самостоятельно потянуть такой пул задач», — сомневается экс-председатель правления Банка Кипра Владислав Байрака.
Сергей Арбузов считает, что выделение гарантий будет происходить после того, как экспертный совет получит проработанные с конкретным банком технико-экономические обоснования (ТЭО). От такого сотрудничества вполне можно получить синергетический эффект, полагает Владислав Байрака. «Если же у коммерческого банка недостаточно ресурсов, а есть хороший клиент с инвестиционным проектом, который прошел совет ТЭО, почему бы его не направить в Государственный банк развития», — говорит банкир.
«Давать гарантии мы будем энергосберегающим и импортозамещающим предприятиям, которые предоставят хорошие ТЭО и пройдут банк как фильтр», — пояснил первый вице-премьер. Причем будет введено требование о закупке оборудования с максимальной долей локализации в Украине, что станет хорошим стимулом для иностранных компаний размещать в стране производство. В качестве интересных проектов Сергей Арбузов уже назвал предложение «Укрзалізниці» о замене тепловозов на электровозы или инициативу Минагропрода создать местное производство по сборке сельхозтехники.
Впрочем, банкиры опасаются перераспределения клиентов на фоне более низких по сравнению с рынком процентных ставок, так как пассивная база банка будет все же дешевле. В связи с чем коммерческим финструктурам вряд ли придется рассчитывать на крупные государственные инвестпроекты.