Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом — это сложный комплексный межгосударственный договор, «связка» договоренностей, регулирующих различные сферы взаимоотношений государства Украина с Евросоюзом и его участниками.
В юриспруденции ничего невозможного нет по определению. И теоретически, и практически разделение этого документа на части — политическую и экономическую — возможно. В то же время содержание доступного для ознакомления текста проекта соглашения об ассоциации, подготовленного для подписания бывшим президентом на саммите ЕС в Вильнюсе, свидетельствует о том, что авторы именно этого договора не предполагали его разделять.
Так, соглашение (в особенности разделы, регулирующие отношения в сфере юстиции, зоны свободной торговли, экономического и финансового сотрудничества) изобилует «горизонтальными» связями, перекрестными ссылками от одного раздела к другому и т. д. Разделение такого документа на части (а с учетом дополнений, протоколов и пр. это тысячи страниц текста) связано с колоссальным объемом работы для экспертов в различных отраслях права, экономики, финансов, лингвистики, что делает невозможным его осуществление в сжатые сроки.
Поэтому, как представляется, было решено пойти по пути наименьшего сопротивления — выделить из документа несколько «общих» разделов: преамбула, общие принципы, политический диалог, реформы, политическая ассоциация, сотрудничество и конвергенция в сфере внешней и внутренней политики и др. Они названы политической частью соглашения об ассоциации и носят, по сути, общий декларативный характер. Поэтому подписание документа с ЕС имеет скорее политическое и символическое значение.
Более того, проект соглашения об ассоциации и вся работа по его подготовке также не предполагали ратификации этого документа по частям. Не вполне понятно, как именно будет «действовать» политическая часть договора сама по себе. В этой связи полагаю, что большинство государств — членов ЕС предпочтут ратифицировать соглашение после подписания представителями государства Украина его полного текста.
Впрочем, именно от Украины зависит, будет документ наполнен реальным смыслом или останется лишь громкой декларацией. Один из первых и главных этапов имплементации соглашения — адаптация законодательства Украины (всей существующей нормативно-правовой базы) к законодательству Европейского союза. Пока в этом направлении сделаны лишь первые шаги.