В конце прошлой недели вступил в силу закон «О внесении изменений в закон Украины «О государственном бюджете на 2014 г.», сокративший, в частности, затраты на содержание отечественной угольной промышленности. На 1,134 млрд грн была урезана крупнейшая статья расходов — дотации на покрытие разницы между заявленной Минэнергоугля фактической себестоимостью угольной продукции госшахт и ценой на нее (в 2013 г. — 1,352 тыс. грн за тонну и 493 грн соответственно). На эти цели в нынешнем году направят 12,168 млрд грн, тогда как в 2013 г. выделили 13,302 млрд грн.
Согласно документу, также полностью отменена господдержка строительства угле- и торфодобывающих предприятий и их технического переоснащения, на что предыдущая редакция бюджета-2014 предусматривала 2,364 млрд грн. Точнее, затраты на техперевооружение перенесены в текущем году на плечи самих госшахт (142 млн грн) или их потенциальных инвесторов.
Шахтостроителям — конец
Угольщики утверждают, что бюджетные новации ставят под угрозу само существование шахтостроительного бизнеса. «Шахтостроители будут лишены объема работ, а значит, и зарплат.
Ситуацию усугубляет еще и задолженность за работы, выполненные в предыдущие годы. Все это приведет к остановке и гибели предприятий шахтостроительного комплекса», — подчеркнул председатель Укруглепрофсоюза Виктор Турманов на встрече с министром энергетики и угольной промышленности Юрием Проданом. Министр поручил руководству шахт обеспечить своевременные расчеты с подрядными шахтостроительными организациями и осуществить перевод задолженности за выполненные работы в 2012 г. на собственные средства.
Но если задолженность возникала, когда на шахтостроение и техническое переоснащение шахт выделяли деньги, то сейчас — в условиях обнуления этой статьи госбюджета — о возмещении задолженности за работы прошлых периодов речь не идет. Впрочем, и само техперевооружение никогда не осуществлялось в должной мере. «Угольный фонд изношен на 80‑85 %, а механизация и эффективность труда крайне низкие (в Украине на шахтера приходится 20‑23 т добытого угля, тогда как за рубежом — 90‑100 т)», — оценивает эти параметры руководитель департамента риск-менеджмента международной юридической фирмы Integrites Евгений Тимошенко.
По его словам, более 90 % шахт работают уже десятки лет без реальной реконструкции. «Нашему оборудованию (подъемным машинам, вентиляторам, турбогенераторам) столько лет, сколько и самому предприятию, большая его часть отслужила свой срок», — рассказывает руководитель пресс-службы ГП «Макеевуголь» Вера Лященко.
Свои средства
В минувшем году на капитальное строительство из госбюджета было потрачено 370,7 млн грн, из них 118 млн грн — на сооружение новой шахты № 10 «Нововолынская». В 2014‑м на единственную стране строящуюся с нуля госшахту не предусмотрено финансирование. Остальные 252 млн грн государственных и около 80 млн грн собственных средств ушло на реконструкцию и переоснащение действующих шахт. «Некоторые машины, в основном подземной добычи, мы смогли приобрести за счет денег, полученных от хозяйственной деятельности «Макеевугля», — говорит Лященко.
В этом году осилить запланированные затраты на модернизацию за счет своих средств в объеме 142 млн грн шахтерам вряд ли удастся даже на треть. «Угольные предприятия не имеют собственных ресурсов на обеспечение повседневной работы (покупку лесов, стоек, крепей и др.), не говоря уже о финансировании строительства и техпереоснащение,» — заявил «Капиталу» председатель независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец. Предприятия не способны генерировать эти дополнительные средства, поскольку рынок затоварен углем и шахты работают на склад.
ПАО «Шахта «Надия» обратилась к Продану с просьбой посодействовать в сбыте не менее 15 вагонов угля в сутки с апреля до конца года (сейчас ежесуточно отгружается два вагона). «Перепроизводство в 2013 г. составило 5 млн т, в 2014 г. ожидается на уровне 7‑8 млн т. Причем львиная доля профицита создается за счет нелегальной добычи (копанок), уголь из которых дешевле и имеет доступ к сбыту на электростанции», — уточнил генеральный директор Центра исследований энергетики Александр Харченко.
Реформа
Впрочем, основной причиной технической отсталости углепрома эксперты считают не дефицит бюджетных средств, а нецелевое их использование. «Суммы инвестиций в техперевооружение частных шахт и государственных практически сопоставимы. При этом техническое оснащение, то есть эффективность этих вложений, отличается в разы», — подчеркнул Харченко.
В общем аналитики позитивно оценивают секвестр угольного бюджета, усматривая в этом первые шаги реального реформирования отрасли. «Премьер-министр заверил, что по итогам его встречи с шахтерами большая часть «угольных» 12 млрд грн также будет пересмотрена», — добавил Евгений Тимошенко. Аналитик полагает, что при условии полной экономии, прозрачности рынка и ликвидации бесперспективных шахт вполне реально снизить убытки отрасли до 3‑4 млрд грн.