Административный центр немецкой земли Саксония известен как крупнейший выставочный центр. У Лейпцига есть даже неформальное прозвище — Мессештадт (от немецкого die Messe — ярмарка). В главном выставочном комплексе Leipziger Messe, отличающемся футуристической архитектурой, ежегодно проходит около трех десятков выставок самой различной тематики. Сюда съезжаются десятки тысяч участников и 1,5 млн посетителей.
Город ярмарок также слывет в Германии столицей памятников. В Лейпциге расположено 15 тыс. монументов — это больше, чем в Кельне (12 тыс.) и Дрездене (10 тыс.). Впрочем, здешние достопримечательности в большинстве своем неброские и свойственны всякому добропорядочному немецкому городу. Эти улицы помнят Баха, Вагнера и Мендельсона, Лейбница и Герца, Шиллера и Гете. Даже Владимир Ульянов-Ленин первый номер газеты «Искра» когда‑то напечатал в Лейпциге. На осмотр стандартного набора памятников историческим личностям уйдет максимум полдня. Оставшееся время можно потратить с большей пользой.
По машинам
После объединения Германии многие известные бренды перенесли свое производство с западных земель на территорию бывшей ГДР. Так, в 1990‑е в 12 км от главного железнодорожного вокзала Лейпцига на Порше-штрассе появился завод по производству одноименных авто. Здесь сходят с конвейера модели Panamera, Cayenne и Macan.
Теперь местность, где был когда‑то расположен армейский полигон Народной армии ГДР, покрыта газоном, повсюду разбросаны производственные корпуса, а подъездные дорожки и парковки заставлены «панамерами» и «кайенами». Здесь же находится центр для посетителей, по форме напоминающий бриллиант. В здании постоянно открыты две выставки — современных авто и истории автомобилестроения, а также конференц-залы и центр управления кольцевой трассой, сертифицированной FIA — Международной автомобильной федерацией. На полосе длиной 3707 м воссозданы десять легендарных поворотов, имитирующих участки знаменитых гоночных трасс. К примеру, первый же поворот — это копия «эски» трассы Судзука (связка поворотов в форме латинской буквы S). Также есть поворот на 180 градусов, повторяющий Parabolica трассы в Монце и bus stop бельгийской Спа-Франкоршам.
За вполне приемлемые деньги каждый может заказать тест-драйв моделей Porsche и попробовать свои силы на этой трассе. Если есть сомнения в собственном опыте, можно ощутить угрожающую кривизну серпантинов, сидя на пассажирском кресле рядом с водителем.
Под куполом
В 2011-м у Лейпцига появилась своя архитектурная эмблема — в центре города выросла тропическая оранжерея «Гондваналенд». Впервые об оранжерее, в которой будут воссозданы условия тропического дождевого леса, заговорили в 1998 году. Но деньги на строительство нашлись только в 2006‑м. Основную часть средств обеспечило правительство Саксонии (€ 32 млн), € 20 млн выложили местный зоопарк и его спонсоры. Еще € 11 млн выделили из городского бюджета. Проект назвали «Гондваналенд» в честь древнего суперконтинента, 150 млн лет назад расколовшегося на части, впоследствии ставшие Южной Америкой, Африкой и частью Азии.
в 2005 году «Феррополис» был внесен в Европейский маршрут индустриальной культуры, где представлены более 250 объектов прошлого Европы
Чтобы расчистить стройплощадку, в 2007 году был взорван корпус старого машиностроительного завода. На освободившемся пространстве начали возводить ажурную конструкцию высотой около 40 м. К каркасу прикрепили сотни прозрачных пластиковых пластин. Четыре года ушло на монтаж системы микроклимата под куполом. Поселенцев — десятиметровые деревья весом не менее 15 т — везли из‑за океана в самых больших в торговом флоте контейнерах. Из порта Роттердам в Саксонию растения переправляли ночью в специальных прицепах с системой охлаждения.Внутри купола деревья перевозили по бетонным желобам, которые вскоре наполнились водой и стали «лесными реками». В грунт гигантов высаживали при помощи мощных кранов. Потом пришел черед животных, которые переехали в «Гондваналенд» из европейских зоопарков.
Озерный город
До объединения страны Саксония выполняла в ГДР примерно ту же роль, какую в экономике Украины играет Донбасс, — служила источником сырья для промышленности и энергетики. Здесь добывали бурый уголь. Пласты этого угля залегают неглубоко, и разрабатывали их дешевым открытым способом. К моменту объединения экологическая ситуация в Саксонии была ужасная: воздух загрязняли химические производства, а грунтовые воды превратились в отходы из вскрытых угольных карьеров. В 1991 году вся индустрия добычи бурого угля в Восточной Германии была остановлена, карьеры закрыли из‑за нерентабельности.
К началу нового века местные власти решили рекультивировать территорию, представлявшую собой безжизненный лунный ландшафт. И в южной части Лейпцига был создан озерный край с общей площадью водной поверхности 70 кв. км, что соизмеримо с украинскими Шацкими озерами. Но аналогии с Волынью на сравнении площадей заканчиваются. С нуля здесь были созданы все условия для активного отдыха. На территории озерного края построили «Феррополис» — «Железный город», — возвели амфитеатр на 25 тыс. зрителей, ставший площадкой для таких звезд мировой музыкальной индустрии, как Pet Shop Boys, Linkin Park, Cypress Hill, Public Enemy, Onyx, Modern Talking, Deep Purple, Metalliсa и др. С 2009 года здесь проводят крупнейший в Германии ежегодный хип-хоп фестиваль Splash.
В Лейпцигском новом озерном крае (так назвали эту возрожденную местность) есть много интересного и для туристов. В «Феррополисе» собраны огромные экскаваторы и прочая техника, которую использовали для работы в карьерах. Можно побывать в музее горной техники — одном из сохраненных для истории угольных карьеров. Прогулка по ландшафту, дополненному машинами гигантских размеров, производит неизгладимое впечатление. Здесь можно найти даже советский дизель-электрический трактор ДЕТ-250, самый мощный из тех, что работали в ГДР. В 2005 году «Феррополис» был внесен в Европейский маршрут индустриальной культуры, где представлены более 250 объектов прошлого Европы.
Гостям здесь также предлагают отправиться в небольшое плавание на амфибии времен Второй мировой войны. В 1945 г. на таких суднах высаживались на европейские берега американцы. Один из местных предпринимателей разыскал прекрасно сохранившийся экземпляр и переоборудовал его для туристических прогулок.
На амфибии можно попасть к церкви Винета, построенной в неожиданном месте — чуть ли не посреди озера Штормталь. Винета меньше всего напоминает католический храм — ее крыша покрыта солнечными батареями. Что лишний раз подчеркивает прагматизм немецкого подхода даже там, где дело касается религии.