У многих марокканских городов — свой фирменный цвет. Касабланка, как нетрудно догадаться, — белый город. Эссуэйра — бело-голубой. А Марракеш — терракотовый, как обожженная глина.
Город-рынок
Марракеш — один из крупнейших и древнейших городов Марокко — ему без малого тысяча лет. Марракеш причисляют к так называемым имперским городам страны — наряду с Фесом, Мекнесом и Рабатом. Каждое из этих четырех поселений успело побывать столицей Марокко, а Рабат остается ею и сейчас. Сегодня Марракеш называют южной столицей Марокко — по числу культурных ценностей и экономической мощи он уверенно конкурирует с другими крупными марокканскими городами.
Приехав сюда, постарайтесь поселиться не в новой части города, а в медине, чтобы сразу из отеля нырять в переплетение узких улочек, наполненных ароматом специй, кальянным дымом и резким запахом свежевыделанной кожи. Кожаные изделия — от тапок с острыми носами, в которых тут ходят почти все взрослые мужчины, до подушек, пуфов и ковриков — одни из главных марокканских сувениров. Есть коврики и тканные, даже такие, цена которых и после долгих торгов не опустится ниже нескольких тысяч долларов в зависимости от размеров и особенностей рисунка. Еще один примечательный здешний сувенир — барабан. Этот музыкальный инструмент — не декоративный элемент, а неотъемлемая часть марокканского быта: и днем, и ночью в городе вы встретите компании молодежи, упражняющихся в игре на барабанах. Если надумаете прикупить в Марракеше ювелирные украшения, отправляйтесь в еврейский квартал Меллах, где много магазинчиков мастеров золотых и серебряных дел. К слову, Марокко — одна из немногих мусульманских стран, где евреи никогда не преследовались местным населением.
Заклинатели змей
Сердце Марракеша — гигантская площадь Джема Эль-Фна, которая находится в центре старого города. Днем здесь идет бойкая торговля сувенирами и разворачиваются всевозможные аттракционы вроде укрощения змей, акробатических шоу и концертов под открытым небом. Женщинам здесь наносят на руки витиеватые узоры хной, мужчинам гадалки предсказывают будущие успехи в бизнесе, дети рассматривают игрушки на раскладках местных умельцев. И, конечно, всей семьей выпить по стакану апельсинового фреша, который продается здесь на каждом шагу. Чтобы утолить жажду, можно прибегнуть и к услугам одного из колоритных водоносов, которые прогуливаются по площади в ярких национальных нарядах. Хлебнуть воды из наплечного бурдюка лично я не рискнул, но сфотографировать такого самобытного персонажа — святая обязанность каждого туриста.
Один из главных постулатов жизненной философии марокканцев можно сформулировать так: роскошь должна быть внутри, а не снаружи.
Вечером площадь Джема Эль-Фна преображается: к уличным акробатам присоединяются глотатели огня, знахари с россыпями целебных трав и продавцы амулетов, а местных жителей становится гораздо больше, чем туристов. Но самое главное — на площади устанавливают тысячи столов, и разворачивается активная торговля едой, которую готовят тут же. Это самый большой ресторан под открытым небом, который мне приходилось видеть, а дым от жаровен, должно быть, заметен с другого конца города. Здесь можно попробовать и традиционный местный кускус, и всевозможные рагу, приготовленные в тажине — старинном эквиваленте скороварки с конусообразной крышкой, и более экзотичные кушанья вроде поджаренных улиток. Переходя от одной харчевни к другой, народ увлеченно набивает животы, и о том, что на ночь наедаться вредно, на площади Джема Эль-Фна лучше на время забыть.
Скрытая роскошь
Один из главных постулатов жизненной философии марокканцев можно сформулировать так: роскошь должна быть внутри, а не снаружи. Прогуливаясь по медине, вы будете скользить взглядом по неприметным глинобитным стенам, зачастую без окон, но если вам повезет оказаться в одном из внутренних двориков, вы поразитесь богатству декора. Конечно, это не Эмираты, и на колонны из чистого золота рассчитывать не стоит, но светильники тончайшей работы, витиеватая резьба и многоцветные изразцы — всего этого здесь в избытке. Такой дом-крепость носит название риад, и во многих из них теперь оборудованы отели, позволяющие прочувствовать особенности марокканского быта так, как это не удастся ни в одной сетевой гостинице.
Немусульманам вход в марокканские мечети закрыт, однако в Марракеше найдется что посмотреть помимо религиозных сооружений. Начните знакомство с городскими достопримечательностями с дворца Бахия, где прежде размещался гарем визиря Сиди Муса — отсюда и название, которое переводится как «дворец красавиц». Построенный в XIX веке дворец — одноэтажный: поговаривают, что визирь страдал избыточным весом и не желал подниматься к своим наложницам по лестницам. Самые впечатляющие кадры вы наверняка сделаете во внутреннем дворе, выложенном изразцами и украшенном фонтаном. Дворец Эль-Бади, возведенный в XVI веке, не так хорошо сохранился, однако поражает своими масштабами — строение включает в себя 365 комнат и небольшую подземную тюрьму. Гробницы Саади, воздвигнутые в том же XVI веке, — подлинная вершина мусульманского зодчества: филигранную резьбу, украшающую каменные стены, колонны и арки, можно разглядывать часами. Однако самая впечатляющая достопримечательность Марракеша имеет отношение не столько к архитектуре, сколько к ботанике — это прославившиеся на весь мир сады Мажореля.
Чудо Мажореля
Жак Мажорель прибыл в Марракеш из Франции в начале ХХ века. Страдающему туберкулезом живописцу посоветовали сменить климат врачи. С первых же дней он влюбился в этот многоголосый город и, решив поселиться здесь, построил виллу в мавританском стиле, выкрасив стены яркими красками. Вокруг виллы со временем был высажен сад, и занятия живописью уступили место другому увлечению Мажореля — ботанике. Сегодня в саду экстраординарного француза можно увидеть около сотни видов растений, привезенных со всего мира, а также бассейн с черепахами, множество живописных беседок и выставку марокканских художественных реликвий. В 1955 году Мажорель открыл свой сад для посетителей, а после его смерти резиденцию приобрел другой француз — Ив Сен-Лоран.
Сад отгорожен от окрестного города высокими стенами, и попадая сюда после пыльного, шумного Марракеша, чувствуешь себя словно заново родившимся. Площадь сада — всего один гектар, но пространство здесь будто искривляется, и кажется, что в миниатюрной бамбуковой роще можно заблудиться, а в искусственных тропиках способно затеряться племя туземцев. Чтобы продлить свое пребывание в этом удивительном месте, выпейте стаканчик thé à la menthe — марокканского чая с мятой, на террасе здешнего кафе.
Выбор Черчилля
В отличие от большинства мусульманских городов, Марракеш может похвастаться довольно бурной ночной жизнью. На здешних дискотеках можно встретить девушек, одетых не менее откровенно, чем одесские тусовщицы, а нередкими гостями местных ночных клубов являются представители золотой молодежи всего мира. Один из самых популярных клубов Марракеша — Pacha, который принадлежит к семье заведений родом с Ибицы. Это самый большой клуб в Северной Африке — его танцпол способен вместить до 3000 гостей. Помимо дискотеки, комплекс включает два бара, ресторан и бассейн с лежаками. Другой легендарный местный клуб носит название Le Theatro — он открыт в помещении, прежде принадлежащем театру, и разделен на несколько автономных зон, каждая со своей музыкальной атмосферой.
Но прежде чем отправляться в рейд по клубам, стоит посетить знаменитый бар Le Churchill, являющийся частью не менее примечательного отеля La Mamounia. Этот пятизвездочный отель был открыт в 1925 году на месте дворца, принадлежавшего правителю Марракеша Аль-Мамуну. С тех пор в заведении успело побывать немало знаменитостей, среди которых — Чарли Чаплин, Марлен Дитрих и Джимми Хендрикс. Самым же частым из знаменитых гостей отеля был Уинстон Черчилль — именно поэтому его именем назван здешний бар, а на стенах отеля развешаны акварели, принадлежащие кисти британского премьер-министра. Пропустить коктейль «Черчилль» в респектабельном интерьере под аккомпанемент фортепианной музыки — о лучшем начале вечера нельзя и мечтать.
Марракеш не выставляет свои достоинства напоказ — чтобы проникнуться ими, нужно знать секретные адреса, пароли и явки. Именно поэтому знакомство с этим городом не стоит ограничивать парой дней. Задержитесь здесь хотя бы на неделю, и вы поймете, почему многих посещает желание остаться здесь на всю жизнь.