Вчера крупнейший оператор мобильной связи в Украине «Киевстар» (около 26 млн абонентов) представил новую линейку тарифов. По словам маркетинг-директора компании Святослава Горбаня, тарифы сформированы, исходя из трех профилей потребления. Так, тариф «Розмови в мережі без обмежень» рассчитан на абонентов, которые общаются в основном внутри сети, а их 15,5 млн. Потенциальная аудитория тарифа «Інтернет без обмежень» — те, кто активно пользуется интернетом. Таких, по словам Горбаня, у компании 7 млн. Тариф «Свобода на всі мережі» — для абонентов, которые много звонят на сети других операторов. Сейчас таких клиентов у компании около 6 млн.
Сложные вариации
Новая линейка создана по итогам опроса абонентов «Киевстар», уверяет Горбань. Оказалось, что абонентов интересует простой выбор приоритетных услуг и возможность экономить. На деле же новая линейка предполагает ряд условий, в зависимости от которых меняется стоимость услуги. Это попросту запутывает абонента, говорит замдиректора агентства GfK Ukraine Глеб Вышлинский. «Тариф меняется в зависимости от региона, способа оплаты услуги (на месяц и на неделю вперед), формы подключения — контрактной или предоплаченной», — объясняет он.
В тарифе «Розмови у мережі без обмежень» для абонентов в Донецкой, Луганской, Херсонской, Полтавской областях, а также в АР Крым стоимость звонков внутри сети составляет 0,25 грн в день, в то время как в национальной (действующей на всей территории Украины) версии тарифа она составляет 0,9 грн в день. При этом абоненту предлагается сэкономить 20 %, оплатив услуги связи на неделю вперед. Если через неделю у абонента не будет на счету денег, чтобы снова внести аванс, за звонки в сети у него спишется на 20 % больше денег, чем предусмотрено пакетным тарифом.
Около 15,5 млн абонентов «Киевстар» наиболее активно звонят внутри сети, еще 6 млн — на сети других операторов. Активными интернет-пользователями являются около 7 млн абонентов
Звонки на номера других операторов тарифицируются в зависимости от региона от 0,35 грн / мин. до 1,25 грн / мин. При условии пополнения счета на сумму от 40 грн одним платежом, абонент может сэкономить более 50 % суммы. «Скорее всего, абонент просто не сможет разобраться во всех этих условиях», — резюмирует Вышлинский. По его мнению, из‑за этого расходы абонентов на связь только вырастут.Похожие условия действуют для всех тарифов линейки. Отметим, что в тарифе «Свобода на всі мережі» абонентам также предлагается звонить на сети всех операторов по цене от 0,13 грн / мин. Это ниже ставки интерконнекта (суммы, которую оператор платит конкурентам за каждый звонок на их сеть), которая сейчас составляет 0,36 грн / мин. По словам Горбаня, эту разницу «Киевстар» сможет компенсировать за счет того, что аналогичная тарификация применяется и к внутрисетевым звонкам, себестоимость которых более низкая. По мнению представителей «Укртелекома», благодаря уменьшению платы за звонки абоненты «Киевстара» будут больше звонить на фиксированные номера. Вместе с тем, они напоминают: в апреле «Киевстар» повысил цену на эту услугу в большинстве тарифных планов — до 1,25 грн / мин, что приведет к замыканию трафика в сети оператора.
Спасение ARPU
Разделение на пакеты для звонков и пакеты для интернета помогает повышать доходы: в первых ограничивается интернет, а во вторых увеличивается стоимость звонков, рассказывает представитель одного из операторов связи. Руководство «Киевстара» не скрывает: новые тарифы действительно имеют более высокий по сравнению с существующими потенциал развития ARPU (среднего ежемесячного дохода от одного абонента). Вместе с тем, как утверждает Горбань, тарифы призваны скорее удержать существующий показатель, чем повысить его. Напомним, что по итогам 2013 г. средний ежемесячный доход от одного абонента «Киевстар» снизился по сравнению с 2012 г. на 9 % — с 41,3 грн до 37,5 грн.
Тарифы, ориентированные отдельно на разговоры и интернет, есть и у второго по величине оператора мобильной связи, компании «МТС Украина». Однако универсальные предложения, например тариф «Смартфон» с безлимитными звонками и интернетом, дают большую динамику роста даты, чем чистые дата-тарифы, рассказывает начальник отдела по связям с общественностью компании Виктория Рубан. Пресс-секретарь оператора Виктория Павловская добавляет, что абоненты «Смартфона» спустя месяц после запуска тарифа используют в три раза больше трафика, чем в дата-ориентированных тарифах.