Один из крупнейших харьковских торгово-развлекательных центров «Французский бульвар» столкнулся с острым дефицитом арендаторов.
В открывшемся в марте 2013 г. трехуровневом центре площадью 65 тыс. кв. м незанятой остается половина всех помещений, сообщил «Капиталу» руководитель одного из размещенных там магазинов.
Вакантно большинство торговых залов площадью 150-200 кв. м на третьем этаже, а также несколько помещений на нижних этажах. Пустуют также площади, предназначенные для ресторанов.
Сети обошли «Французский бульвар»
С момента открытия торгового центра в нем работают продовольственный супермаркет «Сiльпо», магазин бытовой техники Comfy, а также небольшие точки продаж площадью 20-30 кв. м, уточнил собеседник «Капитала». «Однако магазины известных сетевых брендов, которые были обещаны, отсутствуют», — заметил он.
На официальном сайте центра в перечне магазинов, которые должны там работать, указаны «Спортмастер», Ringoо, Megasport, «Люксоптика», Milavitsa, Bomond и др. Но, по словам директора департамента недвижимости группы компаний «Спортмастер» Николая Юськива, они не будут открывать свой магазин во «Французском бульваре».
«Возможно, мы и получали предложение, но открытие магазина не планировали», — подчеркнул он. Такой же ответ редакция получила и в Ringoо. Megasport и Milavitsa от комментариев отказались. Свой магазин не открыла и сеть магазинов парфюмерии и косметики Bomond. Сотрудник «Люксоптики» сообщил, что компания действительно открыла точку в харьковском торговом центре, но результатами ее работы недовольна. Впрочем, о закрытии речь пока не идет.
Сетевые магазины необходимы для привлечения покупателей и увеличения посещаемости центра, объясняет директор одежной сети Lee Cooper Григорий Колодач. Но сегодняшние продажи магазинов не позволяют покрыть расходы ритейлеров на аренду. По словам арендаторов, средняя ставка во «Французском бульваре» за помещения площадью около 100 кв. м составляет $ 50‑55 за кв. м в месяц, без учета взносов на рекламу объекта и его обслуживания. Это меньше, чем в других торговых центрах Харькова, — в «Караване» или «Дафи».
Центр обещают заполнить
Сейчас заполняемость торгового центра выше, чем указывают арендаторы, — примерно 70 %, а к августу в основном за счет магазинов крупных сетевых операторов этот показатель вырастет до 90 %, надеется Виталий Бойко, партнер консалтинговой компании UTG, которая занимается подбором операторов в центр. По его информации, действительно наблюдалась задержка с подбором арендаторов: ритейлеры были испуганы неудачным опытом работы в харьковском «Магелане», открывшемся во второй половине 2011 г. Впрочем, они проявляли нерешительность до запуска «Французского бульвара», а сейчас готовы арендовать помещения, уверяет эксперт.
Заполнять новые торговые центры арендаторами в жесткой конкурентной среде становится все сложнее, констатирует директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании Colliers International (Украина) Наталья Кравец. Многие существующие розничные сети активно развивались в 2009‑2011 гг., и сейчас их магазины присутствуют практически во всех знаковых объектах. Как уже писал «Капитал», обороты непродовольственных сетей в первые месяцы 2013 г. снизились на 10‑15 %, поэтому многие ритейлеры неохотно расширяют сети. «Магазины новых брендов появляются очень редко», — констатирует Наталья Кравец.
Заполнить торговый центр можно, если его владельцы предложат привлекательные ставки аренды и не будут экономить на привлечении покупателей, считает заместитель руководителя департамента торговой недвижимости консалтинговой компании CB Richard Ellis Вадим Зинченко. По его мнению, если все сделать правильно, до конца года уровень заполняемости составит как минимум 70‑80 %.