Авиакомпании отказываются от использования региональных аэропортов. Последний авиаперевозчик, планировавший выполнять чартерные рейсы из Луганска, пересмотрел свои планы. Намеченный на 27 апреля старт чартерных рейсов Луганск — Анталия перенесен на 1 июня, сообщил «Капиталу» заместитель коммерческого директора авиакомпании «ЮТэйр-Украина» Владимир Катерный. С 28 марта компания отказалась от рейсов Луганск — Киев. В обоих случаях причина одна: отсутствие спроса. «К сожалению, авиация не первоочередная услуга», — говорит генеральный директор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук.
Аэропорт Луганска — не первый региональный аэропорт, от которого отказались авиаперевозчики. В январе авиакомпания YanAir прекратила полеты из Черновцов в Киев. Как заметил руководитель Центра экономического и политического анализа Александр Кава, сейчас фактически не работают 15 региональных аэропортов: в Ровно, Тернополе, Хмельницком, Черновцах, Кировограде, Черкассах, Николаеве, Херсоне, Мариуполе, Кривом Роге и пр.
Имеют шанс
У каждого из простаивающих аэропортов есть перспективы для развития, уверен Кава. Например, Винница живет за счет перевозки хасидов во время иудейского Нового года. Ивано-Франковский удобен для украинцев, которые летают в Евросоюз на заработки, отмечает Каменчук. Ужгородский имеет хороший потенциал роста пассажиропотока, поскольку наземное транспортное сообщение этого региона с другими затруднено из‑за необходимости преодолевать горные дороги. Оба эти аэропорта находятся в хорошем состоянии и не нуждаются в инвестициях для модернизации.
Довольно интересен аэровокзал Кривого Рога, подтверждает Кава. «Учитывая, что владельцы аэропорта Днепропетровска не пускают практически никого к себе, Кривой Рог мог бы стать для авиакомпаний альтернативой по выполнению рейсов в этот регион», — говорит он. К тому же криворожский аэропорт мог бы покрывать, кроме Днепропетровской области, еще и спрос со стороны жителей Кировоградской, Николаевской и части Полтавской областей, в частности Кременчуга. Аэропорт Запорожья, который ближе расположен к Днепропетровску, может выступить конкурентом Кривому Рогу в качестве альтернативы Днепропетровска, однако уровень жизни все‑таки выше в Кривом Роге, чем в Запорожье, указал Кава.
Нужны инвестиции
Аэропорт Черновцов мог бы сконцентрироваться на чартерных авиаперевозках, поскольку львовский аэровокзал находится примерно в 250 км, к тому же дорога проходит через горы, подчеркнул Кава. «Это мешает туристам быстро добираться во львовский аэропорт», — пояснил он, добавив, что из Луганска могли бы осуществляться рейсы в Киев или Москву.
По мнению Владимира Каменчука, в модернизацию аэропортов Черновцов и Луганска необходимо вложить существенные инвестиции. Например, черновицкий требует около 10 млн грн, сообщил в начале апреля тогда еще исполняющий обязанности директора Международного аэропорта «Черновцы» Петр Зебачинский. Окупить вложенные деньги можно будет только в случае активного развития внутриукраинских авиаперевозок: по два-три ежедневных рейса. Но рядом есть большие аэропорты Львова и Донецка, которые перекрывают необходимость в международных авиаперевозках. В то же время внутренние перевозки падают. По данным министра инфраструктуры Максима Бурбака, за I квартал 2014 г. внутренние перевозки сократились на 17,8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Под вопросом
Александр Кава считает, что перспектив развития у аэропорта Херсона как альтернативы Симферополю нет. Ранее председатель Херсонской облгосадминистрации Юрий Одарченко заявил, что xерсонский аэровокзал может взять на себя функции симферопольского. Но Кава раскритиковал эти ожидания. «Не думаю, что кто‑то из Крыма будет пользоваться аэропортом Херсона — крымчане будут летать за границу через Москву», — считает эксперт, объясняя это тем, что летать через Москву будет дешевле и быстрее. Тем не менее херсонский аэропорт может рассчитывать на туристический пассажиропоток в летний сезон, когда украинцы, которые раньше предпочитали отдыхать в Крыму, отправятся в Херсонскую, Николаевскую, Одесскую области.
Взять под крылышко
Необходимо создать государственную компанию, которая объединила бы все региональные аэропорты и могла бы координировать их работу, полагает директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. Еще один выход он видит, в первую очередь для Луганска, в том, чтобы аэропорты взяли под крыло местные крупные предприниматели.
Любой региональный аэропорт интересен авиакомпаниям, но в комплексе с назначениями на международные направления, говорит генеральный директор авиакомпании Atlasjet Ukraine Сергей Подгородецкий. Он поясняет, что последние позволяют нивелировать убыточность внутренних авиаперевозок.
Ранее в интервью «Капиталу» председатель Госавиаслужбы Денис Антонюк заявил о необходимости ввести в Украине правило: чтобы получить лицензию на выполнение рейсов на международных направлениях, авиакомпания должна взять на себя обязательства выполнять и ряд внутренних.