Пустой бюджет — большая, но не самая серьезная проблема Украины. Это результат затянувшейся незрелости политической элиты, умноженной на космополитизм и неуклюжую псевдолиберальную политику.
Объемы бюджетных потоков в Украине давно не растут. А очень скоро прекратятся и существующие. Поэтому наша главная проблема — не опустевшая сегодня казна, а большая дыра вместо нее, которая нам грозит завтра. Украина перестала расти и зарабатывать. Нам нужно срочно принимать меры, чтобы страна не перестала быть вообще. Наша «демократия» приводит к непрофессионализму высших управленцев, а «борьба» с коррупцией — к банальной смене хозяев денежных потоков. Идея тотального искоренения коррупции и преображения всей страны в одночасье по своим шансам на реализацию сродни задаче изменить религию за несколько дней. Ее нельзя ставить во главу угла как фундамент экономического роста — это параллельный процесс.
Так же как и любому человеку, любому бизнесу, государству нужно стремиться занять лидерские позиции. По уровню экономического развития (ВВП на душу населения) Украина занимает в мире 92‑ю позицию. Номинальный ВВП на душу населения, то есть уровень экономического благосостояния в расчете на одного человека, составляет $ 3877 в год. Это не просто мало — катастрофически мало! Наши «соседи» по этому показателю — Сальвадор, Парагвай, Монголия. Причем в Парагвае, Албании, Тунисе, Эквадоре этот показатель значительно выше, чем в Украине.
Умножив ВВП на душу населения ($ 3877) на общее количество населения (более 45 млн человек), получаем годовой размер «экономического пирога», который мы все вместе создаем — около $ 176 млрд. Часть этого «пирога» — почти половина — распределяется через государственный бюджет Украины. В этой доле — и пенсии наших родителей, и заработная плата врачей и учителей, и средства на содержание армии и ремонт автомобильных дорог. И где наши пенсии, дороги и армия?
Может ли быть действительно независимым и самостоятельным государство со слабой экономикой? События последних двух месяцев ясно отвечают на этот вопрос.
Что делать: еще больше поднять налоги и ввести новые? Но нельзя брать все больше из все меньшего! Увеличить долю государства? «Бюджетная доля» 46 % это немало. Например, в Южной Корее этот показатель составляет 30 %, в Австралии — 36 %, в Японии и США — 42 %, в Германии - практически как в Украине - 45%.
Малым является сам «экономический пирог» Украины — наша экономика просто крошечная. Суммарный объем экспорта товаров из Украины составляет около $ 65 млрд. Более половины приходится на экспорт сырья — черные металлы, руда, зерно, соль. Для сравнения: производство высокотехнологичной продукции (оборудования, научно-исследовательских и IT-услуг и др.) Чикаго —города-побратима Киева — составляет более $ 60 млрд в год.
То есть всего лишь один американский город, к тому же не относящийся к Кремниевой долине, с помощью 286 тыс. специалистов, занятых в хай-тек бизнесе, зарабатывает на наукоемкой продукции больше, чем вся украинская горно-металлургическая промышленность, составляющая более четверти нашей экономики.
Конечно, это не значит, что нам не нужна металлургия. Нам важно думать и об этой традиционной украинской отрасли и о ее 500 000 работниках. Но еще больше нужно думать о будущем их детей, которое должно быть значительно лучше, чем наша экономическая современность. Их будущее — в новых отраслях и технологиях, некоторые из которых еще даже неизвестны в Украине.
Мы, конечно, можем все силы бросить на борьбу с коррупцией в надежде на инвестиции. Можем и должны требовать прозрачного и честного распределения бюджетной трети. Но если сконцентрируемся исключительно на этом, то стоит приучить себя к мысли, что нам всегда будет не хватать. Не потому, что мы жадные, а потому что нас много, а ВВП — мало. И на все нужды его никогда не будет достаточно — при любой власти и при любом контроле. Даже если чиновников будут публично расстреливать за казнокрадство, от перемены мест слагаемых сумма не изменится.
Увеличить бюджетную треть экономики, из которой выплачиваются пенсии, зарплаты учителей, врачей, госслужащих, строятся дороги, содержится армия, можно, только увеличив «экономический пирог» Украины. А от его размера зависит и благосостояние частного сектора экономики. Производительность труда определяет благосостояние нации. Иногда создается впечатление, что не все политики понимают эту простую истину, концентрируясь лишь на определении принципов главенства и права первого подхода к бюджетным средствам. А среди тех, кто понимает, не все видят правильные пути и не все готовы следовать ими.
Почему же украинская экономика сегодня такая маленькая и слабая? Потому что безнадежно устарела: тонна металлозаготовки продается за $ 490, а одна копия Adobe Photoshop CS6 стоит $ 699. Мир слишком ушел вперед на фоне нашего статического и догоняющего мышления. Бизнес-модель старых низкотехнологичных отраслей себя исчерпала еще в прошлом веке. А украинское образование не только не играло никакой роли в формировании мощной управленческой элиты, но и было глухо даже к текущим потребностям бизнеса.
Сделать нужно очень много, а времени у нас мало. Но начинать придется с нуля: приоритетом должно стать развитие современной целостной образовательно-воспитательной цепочки от детского сада до вуза. Нам нужна система образования по лучшим международным стандартам плюс формирование украиноцентричного и прагматично-идеалистического мировоззрения. Оцените корреляцию уровня образования и экономического развития успешных стран: Сингапур, Польша, Корея, Ирландия занимают сегодня одни из самых высоких позиций в рейтинге Программы международной оценки знаний школьников PISA.
Параллельно с фундаментом — новым образованием — государство должно через точки роста, как это делали бедные страны, впоследствии ставшие лидерами, создать привлекательную среду для появления и развития современного высокотехнологического бизнеса. И максимально настойчиво приглашать в страну ведущих мировых лидеров — они принесут не только инвестиции, но и свой опыт, международные стандарты, технологии, бизнес-этику.