Украина начала консультации с Еврокомиссией (ЕК) по подписанию соглашения (Mutual Recognition Agreements, MRA) о взаимном автоматическом признании сертификатов GMP (Good Manufacturing Practice, мировые стандарты по производству лекарств). Об этом рассказал «Капиталу» председатель Государственной службы Украины по лекарственным средствам Алексей Соловьев. Пресс-атташе представительства ЕК в Украине Давид Стулик подтвердил факт переговоров относительно подписания данного соглашения, отказавшись от более подробного комментария.
По словам Алексея Соловьева, консультации велись в начале мая с главой Генерального директората Европейской комиссии по здравоохранению и защите потребителей Паолой Тестори Коджи. Они необходимы для того, чтобы ЕС разработал и предложил Украине уже в рамках официальных переговоров план мероприятий, которые наша страна должна осуществить для подписания такого соглашения, так называемую дорожную карту», — уточнил собеседник, отказавшись назвать требования ЕС.
ЕС ранее подписал подобные соглашения только с шестью странами мира, а именно со Швейцарией, США, Канадой, Японией, Австралией и Новой Зеландией.
Лекарствам упростят выход в Европу
Сейчас для того чтобы украинский фармпроизводитель смог реализовывать свою продукцию на европейском рынке, необходимо приглашать европейских инспекторов, которые выдают сертификат GMP. Это необходимая процедура даже для тех фармпроизводителей, которые получили соответствующий украинский сертификат. Если Украина и ЕС подпишут MRA, доступ на европейский рынок для отечественных игроков упростится в первую очередь за счет сокращения времени. «Только заявка от европейской стороны на проведение инспекции украинского фармпредприятия находится на согласовании около полугода», — говорит Алексей Соловьев.
По словам президента Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Валерия Печаева, для выхода на европейский рынок украинским производителям необходимо потратить примерно $ 100 тыс., из которых $ 10‑20 тыс. — на инспектирование производства европейцами и $ 50‑60 тыс. — на регистрацию препаратов. В случае подписания соглашения между Украиной и ЕС эти затраты сразу будут нивелированы, и украинские лекарства станут сильными конкурентами на европейском рынке — за счет цены.
Коммерческий директор украинского фармпроизводителя «Дарница» Андрей Миронюк отметил: отечественные генерики (копии оригинальных лекарств) в четыре раза дешевле европейских. «Но если ты потратил $ 100 тыс. и два-три года времени, то цена на украинское лекарство будет уже не в четыре раза меньше, чем на европейское, а только процентов на 30 %», — уточнил он.
По данным Государственной службы статистики, в январе-феврале 2013 г. отечественные компании поставили на внешние рынки лекарств на общую сумму $ 32,3 млн, на 77,7 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего же в 2012 г. Украина экспортировала лекарств на $ 225,2 млн, что превысило показатели предыдущего года на 26,2 %. При этом 86,4 % всех поставок пришлось на страны бывшего СССР. В ЕС свою продукцию продает «Фармак», «Борщаговский химфармзавод» и др.
Новых правил ждать
несколько лет
Украина направляла официальный запрос в Еврокомиссию о возможности подписания MRA еще в 2011 г., сказал Алексей Соловьев. По его словам, ЕК признала, что украинское законодательство в сфере контроля за лекарствами позволят подписать соглашение о взаимном автоматическом признании сертификатов GMP, но сначала ЕС должно провести аудит. Последний так и не состоялся из‑за отсутствия у ЕК финансирования на подобные мероприятия, говорит представитель Гослекслужбы. «В свою очередь, Украина проинформировала о том, что готова взять финансирование на себя», — сообщил он, но европейцы отказались от этого, сославшись на то, что они не имеют права получать дотации на такие мероприятия.
Алексей Соловьев допускает, что медлительность в рассмотрении заявки на подписание соглашения от Украины связана с нежеланием ЕС открывать свои рынки для украинских лекарств, которые, по его словам, уже успешно конкурируют в СНГ, Юго-Восточной Азии и Южной Америке.
Требования GMP стали обязательными для ответственных производителей лекарств с 2010 г., для импортеров — с 15 февраля 2013 г. Число украинских фармпроизводителей после перехода Украины на мировые стандарты GMP сократилось на 23 %, на 1 сентября 2012 г. их было 117.
Алексей Соловьев не стал прогнозировать, когда закончатся переговоры и будет подписано соглашение. «Украина может быть седьмой страной, с которой ЕС подписал такое соглашение, — говорит он. — Анализируя историю таких договоренностей ЕС с другими странами, можно сделать вывод, что у некоторых уходило два-три года, другие находились в переговорном процессе 6‑7 лет». Источник «Капитала», знакомый с ходом переговоров ЕС и Украины, утверждает, что Евросюз в принципе не хочет подписывать MRA ни с какой страной из‑за существующих технических сложностей. «Евросоюз, имея уже шесть подобных соглашений, столкнулся с тем, что каждый раз меняются технологические требования в какой‑либо из стран-подписантов, — пояснил он. — Ведь необходимо пересматривать каждое соглашение, а это очень сложный и дорогой процесс, в первую очередь из‑за необходимости привлекать специалистов. Поэтому ЕС безотносительно к